X

Безопасность дорожного движения – как велосипед. Зачем его изобретать?

В последнее время в коридорах власти очень много разговоров о том, как обуздать мрачную статистику смертности на дорогах страны. А может не стоит ничего изобретать, а просто взять опыт цивилизации?

Взять, например, опыт Берлина. Как рассказал в интервью российскому журналисту Михаилу Горбачеву, для его блога на сайте «Эхо Москвы», начальника отдела безопасности дорожного движения Берлина Андреас Тчиш, одним из ключевых инструментов в борьбе с нарушителями в городе являются системы автоматизированной фотофиксации. Стоимость одного автоматизированного комплекса составляет порядка 120 тысяч евро. Но зато его работа отлажена, как у швейцарского часового механизма. Уклониться от уплаты штрафа после регистрации такой системой нет никакой возможности – аппаратура четко фиксирует и номерной знак автомобиля, и лицо водителя. При этом штрафуется не владелец автомобиля, а именно тот, кто был в момент нарушения за рулем и кто, собственно, и нарушил закон.

Примечательно, что если за рулем автомобиля на «штрафном фото» не владелец, то это проблемы суда – установить виновного и привлечь его к ответственности. Владелец же авто имеет полное право не только не платить штраф, но и не называть имя того, кто управлял его автомобилем. Правда, для подобных «скользких» случаев у правосудия есть неплохой инструмент – суд может обязать владельца автомобиля в течение двух лет вести бортовой журнал, в который всякий раз вносить данные о тех, кто садится за руль.

А что же наши законотворцы? А они не желают заморачиваться вопросом четких фотографий водителей – проще запретить передавать автомобиль другим лицам. И тогда, поскольку за рулем никого другого, кроме владельца, быть не может, не нужно будет и ничего доказывать.

Или вот еще пример для подражания. Как рассказал Андреас Тчиш, «полицейский может и должен не спеша объяснить водителю опасные последствия его нарушения, вручить брошюру по безопасности. Тогда водитель, оплатив штраф, может быть, лишний раз задумается, о том, что нарушение приводит не только к штрафу, но может окончиться плачевно. Это наглядная агитация в торговых центрах, где мы выставляем специальный стенд и общаемся с посетителями, разъясняем, раздаём брошюры. Это занятия по безопасности движения в школах и обучение безопасной езде на велосипедах, состоящее из теории, практики и экзамена. В целом, проблемами и практической работой по безопасности движения занимается порядка двадцати организаций».

А? Каково? Вопросами безопасности занимается 20 (!) различных организаций. Не формально, а реально! По словам Тчиша, «это автомобильные клубы, Советы по безопасности движения, экспертные организации, союз страховщиков, организация исследования аварий и прочие. Немецкая служба по безопасности движения. Все это неправительственные, частные организации, которые делят тяжелое бремя работы по безопасности движения в Германии…» В Украине, увы, вся профилактика чаще всего сводится либо к неофициальным поборам на дорогах, либо к официальным – например, под видом замены советских водительских удостоверений.