Филер под капотом

Средства для контроля за соблюдением водителями ПДД.

Многочисленные нарушения правил дорожного движения водителями «маршруток» и других пассажирских транспортных средств заставляют милицию обращаться к техническим средствам контроля. Научные сотрудники НИЦБДД ГАИ МВД Украины проводят испытания автомобильных «бортовых фиксаторов» двух типов, которые рассчитаны на применение в ТС, движущихся по установленным маршрутам (в автобусах и грузовиках). Данные приборы позволяют контролировать движение этих машин и фиксировать нарушения, совершенные их водителями. Работники НИЦБДД рассчитывают, что внедрение таких «самописцев» позволит повысить безопасность эксплуатации маршрутных ТС.

Первая система (российский «Гранит» Р-БД-АЦ-02) включает мобильный блок регистрации, установленный на транспортном средстве, и маломощную базовую радиостанцию, подключенную к компьютеру и размещенную, к примеру, в диспетчерском пункте. Конструктивно бортовой комплект оборудования выполнен в виде единого модуля, который состоит из минимального набора компонентов: аварийного блока питания, GPS-приемника, радиомодема и блока памяти. С помощью этой системы можно проконтролировать местонахождение машины с точностью до 25 метров, скорость и направление ее движения и т. п. Информация накапливается в регистраторе автоматически с момента его включения. Емкость памяти позволяет сохранить сведения за несколько суток.

Одна базовая радиостанция способна обслуживать около 100 мобильных регистраторов. Считывание данных производится в автоматическом режиме, как только автомобиль появляется в зоне видимости базовой станции (она составляет около 100 м). Время полной передачи информации – приблизительно 1 минута. Стоит прибор около 1,5 тыс. грн.

Вторая система (отечественного производства) конструктивно проще – состоит из приемника, установленного в ТС (около 400 грн.), и передатчика, размещенного на аварийно опасном участке дороги. При проезде такого места приемник получает сигнал от передатчика, фиксируя его в своей «памяти». Обязательное условие – в паре с системой должен работать тахограф, фиксирующий скорость движения, время нахождения в пути и время стоянок.

Благодаря этим приборам диспетчеры автохозяйства смогут проконтролировать, соблюдал ли водитель ПДД на аварийно опасных участках маршрута – к примеру, останавливался ли он на железнодорожном переезде при запрещающем сигнале светофора. По данным НИЦБДД, в Киеве насчитывается около 400 таких опасных участков, в Украине – 4,5 тыс. На двух из них, в Черниговской области, в экспериментальных целях установлены 2 передатчика, а соответствующими приемниками уже снабжены 10 маршрутных микроавтобусов, эксплуатирующихся в данном регионе.

 В США И Японии – «черные ящики»

Недавно Национальная комиссия США по транспортной безопасности предложила в будущем обязать всех американских автопроизводителей оборудовать свои модели «черными ящиками», похожими на самолетные средства фиксации режимов работы систем и параметров движения. Работают в данном направлении и японцы. Средства фиксации они установили в 215 автобусах, такси и грузовиках. За полгода эти машины попали в 38 ДТП, и во всех случаях приборы сработали безотказно. Автомобильные «черные ящики» постоянно фиксируют технические параметры движения ТС. В случае ДТП остаются зафиксированными именно последние данные о том, как работал автомобиль. Сейчас транспортное ведомство Японии разрабатывает программу популяризации «черных ящиков».

Подготовили Юлий Максимчук и Владимир Эннанов
Фото Андрея Яцуляка и Павла Подуфал

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.