X

ГАИ и водители: союзники или соперники?

Взаимоотношения водителей с представителями ГАИ остаются неприятной темой, о чём свидетельствует множество откликов и вопросов, которые поступают в адрес проекта «Мобильный автоадвокат».

Напомним, что на нашем сайте появился проект «Мобильный автоадвокат», благодаря которому водители могут ознакомиться с наработками автоадвоката Владимира Караваева, а также получить квалифицированную помощь автомобильного адвоката в дороге.

Известно, что не все водители пользуются своими правами при общении с представителями ГАИ. Связано это с банальным незнанием своих прав и обязанностей. Кроме того, в законодательстве в сфере регулирования дорожного движения время от времени происходят изменения, за которыми следит не каждый рядовой водитель. Наш новый проект направлен как раз на то, чтобы восполнить пробелы в этих знаниях.

К примеру, такая простая ситуация, как остановка транспортного средства сотрудником ГАИ, в свете последних изменений требует отдельного разъяснения.  

Знать причину остановки – законное право водителя. А у инспектора ГАИ существует обязанность – сообщать водителю причину остановки. Однако большинство водителей, задавая этот вопрос, даже не предполагают – каким образом они смогут воспользоваться ответом.
Механизм достаточно прост. В соответствии с нормами Конституции любое должностное лицо может действовать только в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Ранее Закон предусматривал лишь три законных основания для остановки автомобиля и одно законное основание для проверки документов. Работник милиции мог остановить автомобиль только в случае, если его водитель совершает правонарушение, автомобиль имеет явные признаки технической неисправности или не основании имеющихся данных о его противоправном использовании (к примеру: автомобиль угнан, покинул место ДТП или участвовал в ограблении банка). 

С 14 августа 2011 года перечень оснований для остановки автомобиля был расширен: отсутствие номерного знака на ТС или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения; пребывание транспортного средства в розыске; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП; проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
Проверить документы, как и прежде, работник милиции имеет право лишь при подозрении человека в правонарушении.
Вопрос о причине остановки или основаниях для проверки документов нужен лишь для того, что бы выяснить законность требований инспектора ГАИ. Ведь гражданин обязан выполнять не любое его требование, а лишь законное. К тому же, за превышение служебных полномочий или злоупотребление властью предусмотрена уголовная ответственность.

Как воспользоваться своими законными правами в других случаях на дороге, Вы можете узнать из материалов проекта Мобильный автоадвокат, где есть также возможность задать вопросу нашему эксперту – Владимиру Караваеву, а также посмотреть видео программ с его участием на Первом Автомобильном.

Проект Мобильный автоадвокат

Опрос: Приходилось ли Вам оспаривать действия сотрудников ГАИ в суде?