X

ГАИ принимает к исполнению

Как уже сообщалось в средствах массовой информации, в Украине вводятся в действие «Типовые правила взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств», утвержденные приказом МВД №530 от 6 августа 1997 г.

Как уже сообщалось в средствах массовой информации, в Украине вводятся в действие «Типовые правила взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств», утвержденные приказом МВД №530 от 6 августа 1997 г.

Как уже сообщалось в средствах массовой информации, в Украине вводятся в действие «Типовые правила взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств», утвержденные приказом МВД №530 от 6 августа 1997 г. Они направлены на укрепление законности в деятельности органов внутренних дел, на усиление дисциплины водителей, ответственности за нарушение правил дорожного движения. Новые правила четко обозначают полномочия работников ГАИ и милиции при осуществлении ими контроля за дорожным движением, не ограничивая прав и свободы его участников и граждан, обращающихся в органы внутренних дел по вопросам регистрации транспорта и получения удостоверений водителя. В правилах оговорены основания и порядок осуществления инспекторами ГАИ остановки транспортных средств, их осмотра и задержания, запрещения эксплуатации, а также изъятия водительских удостоверений и номерных знаков.

Правила разработаны на основании Законов Украины «О милиции», «О дорожном движении», Кодекса Украины «Об административных правонарушениях», постановлений Кабинета Министров Украины №1094-93 «Об утверждении Правил дорожного движения» и №341-97 «О положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел», а также приказов МВД Украины.

Новые правила – документ внутриведомственного пользования, поэтому мы не приводим его дословно, не комментируем, а выделяем только некоторые правовые аспекты, касающиеся взаимоотношений работников милиции с участниками дорожного движения.

Пожалуй, самое распространенное действие, применяемое инспекторами ГАИ к водителям – это остановка транспортных средств. В соответствующем разделе Правил перечислены все признаки нарушений водителями правил дорожного движения, которые являются основанием для остановки. Это превышение скорости, нарушение требований дорожных знаков, сигналов светофоров и дорожной разметки, нарушение правил проезда пешеходных переходов, перекрестков, железнодорожных переездов, нарушение правил обгона и маневрирования, стоянки и остановки, создание препятствий для движения специальных и оперативных транспортных средств с включенными световыми и звуковыми сигналами, автомобилей, сопровождающих официальные делегации, нарушение правил перевозки пассажиров и груза, отсутствие номерных знаков или талона о прохождении техосмотра на транспортном средстве и когда имеющийся талон просрочен. Инспектор ГАИ имеет право остановить транспортное средство и в случае, если характер движения, по визуальному наблюдению, вызывает подозрение возможность водителя управлять им, или же водитель и пассажиры автомобиля не пристегнуты ремнями, а водитель и пассажиры мотоцикла – без застегнутых шлемов, а также в случаях повышенного шума двигателя или если он дымит, при наличии значительных внешних повреждений транспорта или его неопрятном внешнем виде, отсутствии или неисправности наружного освещения.

Прямая необходимость проверки водительских и путевых документов и сверки регистрационных данных возникает, если есть информация о правонарушении или о том, что транспортное средство используется в противоправных целях, а также если внешние признаки (номерной знак, цвет, марка, повреждения и другие особые приметы) совпадают или имеют сходство с транспортным средством, находящимся в розыске в связи с угоном или совершенным преступлением, если поведение водителя или пассажиров, а также состояние багажа указывают на их причастность к дорожно-транспортному происшествию или преступлению, если возникают помехи в дорожном движении, в том числе и вследствие ДТП.

В отличие от прежних правил и наставлений, дававших работникам ГАИ право требовать у водителя удостоверение без объяснения причин остановки, новые правила обязывают инспектора представиться, назвав должность, звание, фамилию и обязательно причину остановки. Только после этого он может проверить документы (в отдельных случаях, например, при задержании преступника или гражданина в сильной стадии опьянения возможны отступления от этого пункта). По требованию водителя работник милиции обязан предъявить удостоверение.

Во время выполнения своих обязанностей работник милиции должен строго придерживаться норм законности, не допуская выражений и действий, оскорбляющих человеческое достоинство, проявлять по отношению к гражданам высокую культуру и такт.

В темное время суток правила запрещают остановку транспортных средств на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом ГАИ или же на автомобилях без специальной окраски, если такие меры не вызваны проведением специальных операций.

Кроме ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, правила предусматривают и ответственность работников милиции и ГАИ в рамках законодательства Украины за превышение своих полномочий по отношению к водителям. Если же права гражданина нарушены, то соответствующий орган милиции или ГАИ обязан восстановить эти права, возместить материальные убытки, если они понесены, и публично извиниться перед пострадавшим по его требованию.

По отношению к водителям сохраняются штрафные санкции за нарушение правил дорожного движения, введенные в марте этого года (см. «АЦ», №2). Так, например, за превышение скорости, нарушение правил обгона или проезда перекрестков водитель должен уплатить от 17 до 34 гривен. За единичный случай управления транспортным средством в нетрезвом состоянии штраф составляет 340 гривен. При повторном таком же нарушении в течение года по решению суда штраф возрастает до 680 гривен или же водитель лишается права управлять автомобилем сроком до трех лет.

Конечно, не все бесспорно в новых правилах, но главное достигнуто – они есть. Не отдельные указания, инструкции и распоряжения, а четкие, юридически строгие «Правила …». И есть надежда, что при нормальном их соблюдении всеми заинтересованными сторонами порядок на дорогах Украины будет установлен.

Подготовил Владимир Гришин