X

ГАИ уходит с улиц

Президент подписал Указ о ликвидации ГАИ. Кто теперь будет следить за правопорядком на дорогах?

Президент подписал Указ о ликвидации ГАИ. Кто теперь будет следить за правопорядком на дорогах?

Президент подписал Указ о ликвидации ГАИ. Кто теперь будет следить за правопорядком на дорогах?

Чтобы коренным образом изменить ситуацию с коррупцией, Президент 19 июля подписал Указ «О ликвидации государственной автомобильной инспекции МВД». В нем говорится, что Департамент ГАИ и его структурные подразделения в областях будут реорганизованы в Государственную службу безопасности дорожного движения (дорожную милицию) и патрульную службу МВД. Все мероприятия, связанные с ликвидацией ГАИ, Президент поручил выполнить Кабмину за три месяца. В течение этого времени исполнение обязанностей автоинспекции возложено на Министерство внутренних дел. Глава МВД Юрий Луценко охарактеризовал предстоящую реорганизацию ГАИ как «полную реформу с переходом на функции европейской дорожной милиции».

Впрочем, чтобы упразднить ГАИ, одного Указа Президента недостаточно. Деятельность этого департамента МВД регламентируется несколькими Законами, которые имеет право изменять только парламент («О милиции», «О дорожном движении», «Об автомобильном транспорте»), а также рядом нормативных актов Кабинета министров («Положение об автомобильной инспекции МВД», «Правила дорожного движения»), приказами и инструкциями МВД.

Всех не уволят

Ликвидация ГАИ совсем не означает, что два десятка тысяч человек, работающих в этом департаменте, должны сдать жезлы и уволиться из МВД. Хотя нагрудные знаки ГАИ они уже сдали. «Бывшие работники департамента Государственной автоинспекции МВД будут выполнять свои функции до того момента, пока на их место не придет новая служба» – говорит Юрий Луценко. По его мнению, возглавлять новую структуру на базе ГАИ должен ее нынешний руководитель Сергей Коломиец, который сегодня готовит эти системные изменения. По словам министра, созданная в структуре ГАИ Государственная патрульная служба перейдет в подчинение райотделам милиции и, объединившись с патрульно-постовой службой (так называемой пешей милицией), создаст патрульную службу. В нее из ГАИ перейдет 5-6 тыс. работников, часть останется в МРЭО, службах техосмотра и т. д., а на дорогах будут работать не более 2-3 тыс. сотрудников новой службы. Их функциями станут разбор и фиксация ДТП, а также наказание за грубые нарушения ПДД.

И постовой, и милиционер…

Скорее всего, за порядком на улицах городов будет следить дорожно-патрульная служба, тогда как на междугородных трассах этим займется дорожная милиция. На практике это означает, что создаваемая вместо Госавтоинспекции патрульная служба будет работать по принципу зарубежной полиции, когда стражи порядка и патрулируют дороги, и контролируют правопорядок на улицах. Эксперимент по совместному патрулированию улиц работниками ГАИ и патрульно-постовой службы милиции дал положительные результаты в нескольких городах Украины – в них сократилась преступность.

Кому отдадут регистрацию?

Бывшая ГАИ занималась не только контролем за соблюдением ПДД и регулированием дорожного движения. В ее структуре (см. схему) были управления по розыску похищенного транспорта, мониторинга и профилактики ДТП. Кроме данных функций, гаишники регистрировали автотранспорт, проводили техосмотр, выдавали водительские удостоверения и проверяли состояние дорожной инфраструктуры. В Европе эти задач решают другие органы – от государственных институций до частных фирм. Намерение создать в Украине дорожную милицию европейского образца, скорее всего, означает возможную передачу некоторых функций другим органам. Например, довольно активно обсуждается возможность проведения техосмотров подразделениями Минтранса, а регистрацию транспорта могут перевести в подчинение Минюста.

Впрочем, замена руководства и названий департаментов милиции не изменит общую ситуацию на дорогах страны. Коррупцию работников ГАИ нельзя победить, не увеличив им в несколько раз заработную плату (которую они будут бояться потерять из-за незначительной взятки) и не создав им надежных социально-бытовых условий.

Параллельно с реорганизацией Департамента необходимо разрабатывать и новую систему наказаний за несоблюдение ПДД. Порядок на дорогах можно навести только в том случае, если штрафы за нарушения будут довольно весомыми, а неотвратимость их уплаты почувствует на себе каждый гражданин Украины. Кроме того, регистрацию нарушений и регулировку движения в городе надо максимально автоматизировать, внеся электронные приборы в перечень предметов, которые являются доказательством нарушения. А самое главное, чтобы за реорганизацией ГАИ не забыли о главном – безопасности дорожного движения.

 МНЕНИЕ  

Евгений Кравец
Подполковник милиции

Серьезные реформы в нашем ведомстве начались еще до ликвидации ГАИ. Например, были расформированы районные отделы Госавтоинспекции, а на их базе созданы межрайонные, в состав которых вошли МРЭО, технадзор, отделения профилактики, розыска, инженерная служба. В свою очередь, районные взводы дорожно-патрульной службы перешли в подчинение райотделов милиции, и многие экипажи осуществляют патрулирование совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы. В перспективе оба эти подразделения могут войти в единую структуру общественной безопасности МВД. На полк дорожно-патрульной службы возложены функции регулирования дорожного движения, а также сопровождения охраняемых лиц, делегаций, автобусов с детьми, опасных и негабаритных грузов. Сегодня бывшие гаишники в случае остановки автомобиля (только если есть информация, что водитель нетрезв или создана аварийная ситуация) представляются как сотрудники милиции, а не инспекторы ГАИ. В то же время хотелось бы, чтобы водители изменили свое зачастую предвзятое отношение к людям, которые следят за порядком на дороге, противостоят преступности и готовы прийти на помощь своим согражданам.

В реформы не верят

Весть о ликвидации ГАИ была воспринята отечественными автомобилистами неоднозначно. В понедельник, когда Президент заявил о намерении распустить это подразделение МВД, многие водители бурно выражали свою радость. Проезжая мимо постов ГАИ, они сигналили, кричали и жестикулировали. Впрочем, опрос нескольких десятков водителей, проведенный «АЦ», показал, что эта категория населения достаточно прагматична. Практически все автовладельцы понимают, что правоохранительные органы на дорогах нужны – без них количество аварий может достичь непредсказуемых масштабов. Согласно интернет-опросу читателей «АЦ», большинство водителей не верят в положительные результаты реформирования этой структуры милиции.

На Западе нарушения – дело техники

В большинстве развитых стран полицейские, патрулирующие на дороге, отвечают за правопорядок в целом. То есть они могут как выписать штраф за превышение скорости, так и оформить ДТП, предоставить помощь водителю либо задержать пешего преступника. Сотрудников же дорожной полиции довольно мало (например, в Швеции на 7 миллионов жителей всего 650 местных гаишников), но очевидцы утверждают, что в нужный момент их долго ждать не приходится. Причина – хорошее техническое оснащение (средства связи, новые автомобили, приборы контроля) и добросовестное отношение к службе. Регистрировать нарушения могут как работники полиции, так и стационарные приборы, фиксирующие скорость, номер автомобиля и лицо водителя, допустившего нарушение. В большинстве случаев штраф назначает полисмен, но платить его нужно в отделении банка (только иностранные граждане платят на месте). Если нарушитель не согласен с наказанием, он может обратиться в суд. Полисмен-взяточник – довольно редкое явление в развитых странах, хотя в некоторых (Польше, Румынии) оно еще не искоренено.

В Грузии всех гаишнков уволили

Год назад в Грузии был предпринят аналогичный шаг – ГАИ распустили и все 13 тысяч ее сотрудников уволили. В новую структуру набрали всего 2 тысячи человек, а за счет освободившихся должностей существенно подняли зарплаты, что стало стимулом для отказа от взяток. Работники постовой службы, которые также начали следить за порядком в городе и безопасностью граждан, получили новые автомобили и современное оружие. По оценкам экспертов, данная реформа оказалась эффективной в борьбе против взяточничества на дорогах, но не смогла уменьшить аварийность. С ростом профессионализма новых сотрудников аварийность постепенно снижается.

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича и AFP

По материалам «Интерфакс-Украина», www.korrespondent.ua, www.liga.ua, www.podrobnosti.ua.