X

К обклейке приступить!

Уже через 2 недели ездить без двух наклеек на стекле будет проблематично. С 1 августа работники ГАИ начнут останавливать машины, не имеющие талона ТО и стикера страховки ОСГПО. Если страховки и техосмотра не окажется – будут выписывать протоколы.

Уже через 2 недели ездить без двух наклеек на стекле будет проблематично. С 1 августа работники ГАИ начнут останавливать машины, не имеющие талона ТО и стикера страховки ОСГПО. Если страховки и техосмотра не окажется – будут выписывать протоколы.

Уже через 2 недели ездить без двух наклеек на стекле будет проблематично. С 1 августа работники ГАИ начнут останавливать машины, не имеющие талона ТО и стикера страховки ОСГПО. Если страховки и техосмотра не окажется – будут выписывать протоколы.

Страховка ОСГПО

C 1 августа 2007 года у каждого автомобиля обязательно должна быть наклейка (стикер) о наличии полиса страхования ОСГПО. Она выдается представителем страховой компании всем владельцам данного полиса, независимо от времени его покупки. Если у человека есть действующий полис ОСГПО, страховая компания должна выдать стикер бесплатно. В данном документе строгой отчетности указывается номер полиса, срок его действия, реквизиты страховщика. Также страховой агент вырезает ненужные части стикера, указывающие год действия. То есть из надписей «2007», «2008», «2009» и «2010» оставляют только тот год, до которого годен полис. Стикер крепится в верхнем правом углу лобового стекла. На бланке нет никаких клеящих составов, так что метод закрепления талона (скотчем, с помощью держателя) водитель выбирает сам. По словам президента МТСБУ Владимира Романишина, спецзнак не является документом, а только подтверждает наличие у водителя полиса по данному виду страхования. Поэтому необходимо всегда иметь с собой полис ОСГПО.

Отсутствие стикера приравнивается к нарушению ПДД, то есть является поводом для остановки автомобиля.Техосмотр

Начальник Департамента Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Алексей Калинский рассказал, что работники ГАИ и раньше проверяли наличие полиса ОСГПО при остановке автомобиля за другие нарушения Правил дорожного движения. Так, с начала года было составлено 300 тыс. административных протоколов по факту отсутствия страховки. Но с 1 августа отсутствие на лобовом стекле стикера о страховке будет говорить работникам о том, что у водителя этой машины нет полиса ОСГПО, а это уже нарушение правил, то есть еще один повод для остановки.

По словам Владимира Ромашинина, страховые компании подали 1,3 миллиона заказов на стикеры, и они должны быть поставлены страховщикам до первого августа. Таким образом, до этой даты все владельцы действующих полисов ОСГПО физически не смогут получить стикеры, а значит, их тоже будут останавливать работники ГАИ. Кроме того, не учтены еще некоторые нюансы использования этих наклеек. Например, владельцы полиса ОСГПО второго типа имеют право управлять любыми автомобилями. И человек, который ездит на нескольких машинах, должен каждый раз, садясь за руль, клеить стикер на лобовое стекло авто, чтобы его не останавливал патруль ГАИ. Кроме того, работники ГАИ должны быть предельно внимательны при сверке стикера и полиса ОСГПО. Ведь стикер выдается и владельцу 15-дневного полиса. Получается, что, купив страховку на 15 дней, автовладелец сможет получить спецзнак и ездить до конца обозначенного в нем года. В некоторых автомобилях стикер может мешать обзору из транспортного средства, в других он может быть не виден работникам ГАИ из-за верхней тонировки лобового стекла либо его особой формы. Кроме того, остается извечная проблема неуплаты штрафов по протоколам, составленным работниками ГАИ. По словам Алексея Калинского, суды и исполнительные службы взимают всего 27% выписанных штрафов.

Ответственность

За эксплуатацию автомобиля, водитель которого не предъявил работнику ГАИ страховой полис ОСГПО (а не стикер!), по статье 126 КоАП Украины предусмотрен штраф в размере от 8,5 до 17 грн. Определяет меру взыскания суд.

Согласно ст. 358 Уголовного кодекса Украины подделка документов влечет за собой штраф в размере до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан (н.м.д.г.) (1190 грн.) или арест до 6 месяцев либо ограничение свободы на срок до 3 лет. При повторном нарушении – ограничение либо лишение свободы до 5 лет. Использование заведомо поддельного документа – штраф до 50 н.м.д.г. (850 грн.) или арест до 6 месяцев или ограничение свободы до 2 лет.

Цена вопроса

Цена полиса ОСГПО рассчитывается путем умножения базовой ставки в 291 грн. на ряд коэффициентов, которые зависят от стажа водителя, автомобиля, его места регистрации и многого другого. По данным МТСБУ, средняя цена полиса ОСГПО составляет 196 грн.

Техосмотр

Автовладельцам, которые еще не успели отправить свои транспортные средства на техосмотр (ТО), стоит поспешить, поскольку уже 1 августа работники ГАИ начнут останавливать автомобили, не прошедшие технический экзамен. Поводом для остановки послужит отсутствие на лобовом стекле талона о прохождении ТО или же просроченный талон (для легковых автомобилей – с указанием года менее чем 2008). Согласно действующему законодательству за это нарушение предусмотрен штраф, а также запрет эксплуатации путем временного изъятия номерных знаков.

Однако в Департаменте ГАИ МВД Украины объяснили, что номера будут снимать не со всех транспортных средств, не прошедших ТО, а только с тех, которые окажутся технически неисправными. Например, если в них не будут работать осветительные приборы, «дворники», тормозная система, изношены шины и т. п. Вернуть номерные знаки возможно только после успешной сдачи технического экзамена. Во всех остальных случаях работники ГАИ ограничатся составлением соответствующего админпротокола.

При утере талона техосмотра дубликат не выдается – его можно получить только после повторного прохождения осмотра.

Если по каким-либо причинам владелец не смог своевременно провести технический осмотр, то по истечении сроков проведения ТО он не сможет ездить на своей машине. Когда у человека появится возможность пройти ТО, ему необходимо предоставить свое ТС на станцию диагностики. Правда, перед проведением техосмотра составят админпротокол по ч. 1 ст. 121 КоАП Украины, предполагающий уплату штрафа 17–34 грн.

Если машина с первого раза не выдержала технический экзамен, то после устранения всех выявленных неисправностей придется пройти его повторно. При этом владельцу нужно будет еще раз заплатить за прохождение техосмотра и проверку технического состояния с использованием диагностического оборудования (если таковое применялось). Оплачивать остальные необходимые для ТО платежи не нужно.

При успешной сдаче технического экзамена хозяину машины выдадут талон о прохождении ТО, который согласно «Правилам проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов», утвержденных Постановлением КМ Украины № 141 от 26.02.1993 г., необходимо закрепить в нижнем правом углу лобового стекла автомобиля. Пользоваться транспортным средством без талона запрещается. При утере этого документа дубликат не выдается – талон ТО можно будет получить только после повторного прохождения осмотра.

Ответственность

За эксплуатацию автомобиля, не прошедшего техосмотр, согласно части 1 статьи 121 КоАП Украины водителю грозит штраф в размере от 17 до 34 грн. Определяет меру взыскания по этой статье суд. Кроме того, после составления соответствующего админпротокола работники ГАИ согласно ст. 37 Закона Украины «О дорожном движении» вправе запретить эксплуатацию автомобиля, не прошедшего ТО, путем изъятия номерных знаков до устранения нарушения.

Цена вопроса

При прохождении ТО владельцу транспортного средства необходимо уплатить следующие платежи:

за прохождение ТО – 7,50 грн. (автомобиль) или 4,50 грн. (мотоцикл, прицеп);
за талон техосмотра – 9 грн. (оплату нужно производить двумя квитанциями – 1,80 и 7,20 грн.);
за проведение ТО с использованием диагностического оборудования – 34 грн. (если таковое применялось);
налог с владельцев транспортных средств (в зависимости от объема двигателя).

 Пятерка областей Украины, где техосмотр прошло наименьшее и наибольшее число автовладельцев, от общего числа зарегистрированных ТС в области*, %

Самая сложная ситуация с прохождением государственного техосмотра сложилась в Запорожской области – на проверку было предоставлено всего 47% зарегистрированных транспортных средств (ТС). Причем следует отметить, что согласно данным, предоставленным Департаментом ГАИ МВД Украины, Запорожская область и в прошлом году была в пятерке отстающих – всего 42%. А вот наибольшая активность автовладельцев отмечена в этом году в Днепропетровской и Киевской областях (83% и 80% соответственно). Прибавили оборотов и столичные автолюбители – количество транспорта, прошедшего ТО, по сравнению с 6 месяцами прошлого года увеличилось на 15% и составило 65%.

*Данные за 6 месяцев 2007 года предоставлены Департаментом ГАИ МВД Украины

Подготовили Юлий Максимчук и Сергей Матусяк
Фото Владислава Бойко