X

Как реформировать ГАИ в Украине – мнение Вадима Володарского

Вадим Володарский, который еще с конца прошлого столетия известен читателям «Автоцентра» как защитник прав украинских водителей, выразил свое мнение по поводу реформирования ГАИ.

«АЦ»: Следует ли расформировать ГАИ вообще, или эту службу необходимо сохранить и реформировать?
Вадим Володарский: Сама по себе служба с такими функциями, безусловно, необходима. Или с более-менее совпадающими функциями. Часть из них может быть передана другим службам.

«АЦ»: Как поступить с сотрудниками ГАИ? Оставить как есть, провести тотальную переаттестацию или набрать полностью новых? Как побороть коррупцию системы? Какая зарплата должна быть у ГАИшника, чтобы он не брал взяток?
Вадим Володарский: Проблема не в личности сотрудника. И не в зарплате. Я даже считаю основной проблемой не коррупцию, а то, что водителей часто обвиняют в нарушениях необоснованно. Какая разница водителю, разводят его на взятку или на протокол? Основная проблема – обеспечить тот уровень правовой защиты водителей, при котором «разводы» были бы невозможны.

Как реформировать ГАИ – мнение Владимира Караваева
Латвия: опыт реформ дорожной полиции 

«АЦ»: Каким должен быть сотрудник новой ГАИ, чтобы заслуживать доверие водителей?
Вадим Володарский: Опять же дело не в личности сотрудника, а в направленности работы ГАИ. В существующем виде эта работа направлена на наполнение бюджета (или карманов), а не на борьбу с теми нарушениями, которые реально влияют на аварийность (создание аварийной обстановки, нарушение приоритета, правил перестроения, нарушения со стороны пешеходов и пр., – на всё это сотрудники ГАИ практически не обращают внимания.) Крайне редкой является реальная помощь участникам движения и т.п. Это всё нужно менять. А личность или цвет формы роли не играют.

«АЦ»: Стоит ли максимально автоматизировать контроль над выполнением ПДД водителями, а работников ГАИ направить на помощь участникам движения?
Вадим Володарский: Нужно чётко понимать, что в соответствии с решением Конституционного Суда от 22.12.2010г., возложение ответственности не на виновника нарушения, а на собственника транспортного средства, не соответствует Конституции. А это основной вид деятельности при фотофиксации.

«АЦ»: Какие механизмы нужны обществу, чтобы контролировать эту службу на протяжении как реформирования, так и дальнейшей работы?
Вадим Володарский: Основное – это постановка самих сотрудников ГАИ в законные рамки и установка такого порядка, при котором права водителя будут реально защищены. В частности, такого же стандарта доказательств по делам об административных правонарушениях, как и по уголовным делам, передача всех этих дел на рассмотрение в суды, чтобы сотрудник ГАИ не был сам «следователем, судьёй и палачом» в одном лице. Тогда сам по себе общественный контроль будет не так важен. Вопрос не в контроле, а в чисто правовом порядке, при котором он просто не будет нужен в серьёзных масштабах.