Кто кого: водитель или пешеход?
Патрулировали мы совместно с работниками киевской ГАИ в спальном районе Троещина в аварийно-опасных местах, где часто травмируются и гибнут пешеходы. Одно из них – возле продуктового рынка. Наземного перехода там нет, а подземный – всего в двадцати метрах. Переход дороги через двойную осевую здесь настолько массовое явление, что мы были даже удивлены. Причем нарушители бежали через дорогу, даже невзирая не присутствие патруля ГАИ. Когда их останавливали, некоторые оправдывались, а были и такие, которые не реагировали, пытаясь молча уйти от нас, обвиняли, что мы придираемся к ним!
Практически все опрошенные пешеходы не знают, что в темное время водители плохо их видят в свете фар встречных авто. Никто из них специально не надевает световозвращающие элементы для того, чтобы их можно было заметить издалека, а многие даже не слышали о таком «ноу-хау». Хотя люди согласны применять средства повышения личной безопасности и даже покупать их за свои деньги.
На наземном нерегулируемом пешеходном переходе у нас порой замирало сердце, когда молодые мамы с детьми, родственники с инвалидами на коляске и простые пешеходы героически шли по «зебре», а на них неслись авто. Уступали дорогу не все. Один из разгневанных пешеходов даже ударил сумкой по проскочившей перед носом машине! Люди, сидящие за рулем, были более адекватными – не спорили, что нарушили, понимая, чем могло это закончиться. Привлечь водителей к админответственности не составляло проблем, а вот с пешеходами не все так просто – многие не имеют при себе документов, из-за чего нельзя составить протокол. У стражей порядка есть возможность доставить нарушителя в РОВД до выяснения личности и дальнейшего привлечения к ответственности. Но штраф для пешеходов небольшой, поэтому нередко гаишники снисходительно относятся к нарушителям, ограничиваясь разъяснительной работой и устным предупреждением. Было бы наказание более строгим, думаем, милиция активнее привлекала бы нарушителей к ответственности.
Мнение пешеходов
Полина Возраст: 16 лет Торопилась на общественный транспорт, поэтому решила сократить путь и перейти проезжую часть не по подземному переходу, а напрямик. В принципе, постаралась выполнить переход безопасно: подождала, пока пройдет поток транспорта, и когда появился достаточный запас места между машинами – пошла через дорогу. В школе у нас проводят уроки по безопасности жизнедеятельности, где учат, в том числе, и Правилам дорожного движения. Хорошо знаю, что так, как я сделала, переходить дорогу нельзя, однако несмотря на это, поступаю таким образом частенько. Раньше мне такое сходило с рук, но вот добегалась и попалась гаишникам. Впредь постараюсь не нарушать правила, ведь прекрасно понимаю, что от этого зависит моя жизнь…
Светлана Возраст: 36 лет Я – бывший водитель общественного транспорта, и когда сидела за рулем, часто сетовала на несоблюдение Правил дорожного движения пешеходами. А вот теперь, когда стала пешим участником движения, мне стала бросаться в глаза и недисциплинированность водителей, которые очень часто не замечают людей на дороге и не предоставляют им преимущества в движении. Знаю, что сегодня сама поступила неправильно, нарушила Правила дорожного движения и, что хуже всего, – сделала это вместе с маленькой внучкой, подав ей тем самым негативным пример. Очень сожалею о содеянном и вижу, что «грехи» все-таки не остаются незамеченными. Благо сегодня гаишники не позволили мне перейти дорогу в неположенном месте, и все закончилось благополучно… Обязательно растолкую внучке, что случилось, и объясню, почему так делать – нельзя!
Станислав Возраст: 35 лет По жизни я – пешеход. В автомобиле езжу в качестве пассажира. Сегодня, когда мне показали в темное время, что видно за рулем, был шокирован! Люди плохо заметны на дороге, когда они одеты в темную одежду и когда слепят фары машин, идущих навстречу. До этого был уверен, что пешехода отчетливо видно на дороге – ведь я-то четко вижу машины, движущиеся в обоих направлениях! Теперь понимаю, что людям в темное время нужно вдвое внимательней вести себя на дороге и стараться выделять себя, одевая светлую одежду или используя любые световозвращающие элементы. Жаль, что наша страна не уделяет данной проблеме должного внимания – ведь, как рассказали мне журналисты «Автоцентра», во многих западных странах на государственном уровне введено требование к пешеходам применять ночью на дороге светоотражатели.
Мнение водителей
Виталий Водительский стаж – 14 лет Не заметил пешехода на нерегулируемом переходе, так как перед ним в крайнем правом ряду стоял автобус «Богдан». Знаю, что в данной ситуации согласно ПДД я должен был снизить скорость и убедиться, что на переходе нет человека, но торопился, и поэтому решил проскочить. Спорить с нарушением не буду, поскольку я действительно неправ. В принципе, стараюсь не нарушать правила проезда пешеходных переходов, так как водитель всегда априори несет большую ответственность на дороге, поскольку управляет средством повышенной опасности. Хотя хочу заметить, что пешеходы сами игнорируют правила и перебегают дорогу там, где им захочется, где им удобно, и действуют по принципу: не трамвай – объедет. Они зачастую не понимают, что машина не может мгновенно остановиться, а лишний метр тормозного пути может быть судьбоносным…
Любовь Водительский стаж – 7 лет Солнце светило в глаза, поэтому не заметила пешехода на «зебре». Правила движения стараюсь не нарушать, в том числе и проезда переходов. Понимаю, что могла случиться беда – я могла сбить пешехода, и это ужасно! Рада, что закончилось все хорошо, и не сержусь на пешехода, который ударил сумкой по моей машине. Вполне понимаю его шоковое состояние, что он испугался не меньше, чем я! На будущее буду стараться более внимательно следить за дорогой, в особенности за нерегулируемыми пешеходными переходами, так как они представляют большую опасность не только для людей, переходящих дорогу, но и для водителей – ведь они также не хотят попасть в неприятности, непреднамеренно стать убийцами!
Мнение ГАИ
Наталья Сторожик Начальник пресс-службы Управления ГАИ в г. Киеве С начала года на киевских автодорогах произошло 23 ДТП с участием пешеходов, в которых пострадали 14 человек: 11 из них получили травмы, 3 – погибли. Как свидетельствует статистика, по сравнению с прошлым годом по всем этим показателям в столице отмечается снижение аварийности, хотя в любом случае за каждой цифрой стоят покалеченные судьбы людей. Отдельно отмечу и ситуацию с детским травматизмом – с начала года с участием детей зафиксировано 5 ДТП, вследствие чего 1 ребенок погиб и 5 были травмированы. Акцентирую внимание – все эти происшествия произошли по вине водителей (дети не нарушали ПДД) и более того – в трех случаях ребятишки пострадали, когда переходили дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу за руку вместе со своими родными! Поэтому мы стараемся регулярно каждый месяц проводить соответствующие мероприятия, направленные на профилактику аварийности с пешеходами: рейды на дорогах по целенаправленному выявлению нарушителей, как пеших участников движения, так и водителей. Помимо этого, наши сотрудники проводят встречи с водителями транспортных предприятий, с учащимися учебных заведений, где говорят о необходимости соблюдения ПДД, безопасного проезда и перехода проезжей части. Во время операций мы не просто привлекаем к админответственности нарушителей, но и объясняем им, чем грозит подобное нарушение, распространяем тематические листовки, а также бесплатно раздаем светоотражающие элементы на одежду. Даже если благодаря этому нам удастся спасти хотя бы одну человеческую жизнь – считаем, что работали не зря! Благодарны средствам массовой информации за поддержку и помощь в профилактике аварийности.
Нарушения пешеходами правил перехода проезжей части – штраф 51–85 грн. (ч. 1 ст. 127 КоАП Украины.
Нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов – штраф 255–340 грн. (ч. 1 ст. 122 КоАП Украины)