X

Маршрутные перевозчики: Опасные извозчики

Маршрутки давно стали источником повышенной опасности на дороге и нередко являются виновниками ДТП. Похоже, пришла пора написать для них жесткие «правила игры».

Маршрутки давно стали источником повышенной опасности на дороге и нередко являются виновниками ДТП. Похоже, пришла пора написать для них жесткие «правила игры».

Маршрутки давно стали источником повышенной опасности на дороге и нередко являются виновниками ДТП. Похоже, пришла пора написать для них жесткие «правила игры».

Перевозками пассажиров в нашей стране занимается огромное количество фирм. Нередко они не выполняют взятые на себя обязательства. В ходе проверок выявлено, что 75% компаний не имеют материально-технической базы для обеспечения безопасной эксплуатации своего подвижного состава, а в Винницкой, Житомирской, Закарпатской и Запорожской областях этот показатель составляет 95 – 98%. Соответственно, на линию нередко выходят ТС, техническое состояние которых далеко не идеально. Автобусы часто ездят на изношенной «резине», переоборудуются без разрешения или с многочисленными нарушениями (например, в салоне устанавливают больше сидений, чем допускается конструкцией этого ТС, из-за чего блокируются аварийные выходы). Количество вредных веществ в отработавших газах двигателей часто не соответствует действующим требованиям.

Главное – заработок

Отсутствие или ненадлежащий контроль в автопарке приводит к тому, что за руль могут сесть люди, не имеющие права управления данной категорией транспорта. Часто водителей выпускают без прохождения обязательных медицинских проверок. Иногда попадаются даже нетрезвые «пилоты». Для того, чтобы выполнить план и заработать, водители стараются за день совершить как можно больше рейсов. Как следствие – превышение разрешенной скорости движения, «сражение» за каждого пассажира, когда остановки делаются где придется. Непредсказуемые маневры «маршруточников» создают серьезные помехи другим участникам дорожного движения.

Что нужно делать

Минтрансу и новым структурам, создаваемым вместо ГАИ, необходимо строже контролировать выдачу лицензий на перевозки людей, а при выявлении злостных нарушителей применять жесткие санкции. К примеру, Минтранс с 11 мая по конец июля аннулировал 97 лицензий на перевозку, в том числе 31 – за совершение ДТП с тяжелыми последствиями (за весь год было отозвано 73 лицензии).

Неплохо также внести изменения в Правила дорожного движения, обязать маршрутный транспорт ездить только по строго выделенной полосе движения (где остальным ТС ездить нельзя). Подобная практика широко распространена на Западе. Это сразу позволило бы избежать многочисленных нарушений, допускаемых водителями маршруток.

Количество ДТП вырастет в 10 раз!

Правда, это произойдет не потому, что водители станут в 10 раз чаще игнорировать Правила дорожного движения. Причина в другом – с 1 января 2006 года в Украине будут вести учет всех дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в стране ведется централизованный учет только тех ДТП, в которых пострадали люди. Новые правила регистрации ДТП введены Постановлением № 539 «Об утверждении Порядка учета дорожно-транспортных происшествий», которое Кабмин принял 30 июня 2005 года. В соответствии с этим документом Министерство внутренних дел Украины должно будет разработать и утвердить образец карточки учета ДТП, а также порядок сбора информации для автоматизированной системы учета и анализа. Саму общегосударственную автоматизированную информационно-аналитическую систему учета ДТП сейчас также разрабатывают подразделения МВД. Она начнет действовать с 2006 года.

Интересное новшество внесено Постановлением и в процесс оформления ДТП. Если во время происшествия были повреждены только застрахованные транспортные средства и нет погибших и травмированных, то теперь оформить дорожно-транспортное происшествие (с согласия его участников) смогут представители страховых организаций – без сотрудника Госавтоинспекции. Соответствующий абзац уже внесен в пункт 2.11 Правил дорожного движения. Оформленную же карточку учета ДТП сотрудник страховой компании должен передать в подразделение Госавтоинспекции, на территории которого произошла авария, после чего данные из карточки будут внесены в автоматизированную систему учета и анализа дорожных происшествий.

Выехал на встречную – отдай «права»

Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко обещает, что реформирование Департамента Госавтоинспекции будет завершено к сентябрю. В рамках реформы 10 тысяч из 23 тысяч сотрудников объединят с пешими патрульными и создадут единую Патрульную службу. Кроме того, будут созданы подразделения регулировщиков на улицах городов и подразделения, которые призваны следить за порядком на магистралях.

Параллельно с реорганизацией Департамента, МВД готовит предложения о реформировании системы наказаний водителей за нарушения ПДД. По словам Ю. Луценко, МВД просит парламент увеличить штрафы за нарушения до 50 грн. и предоставить правоохранителям право изымать водительские удостоверения. Пока обсуждаются только четыре ситуации, когда «права» могут быть изъяты: если управляющий машиной человек находится в состоянии алкогольного опьянения, если автомобиль выехал на полосу встречного движения, если совершивший ДТП скрылся с места происшествия и если ДТП совершено на железнодорожном переезде. Предлагается также вернуть сотрудникам реформированной дорожной милиции право выписывать штрафные квитанции прямо на месте нарушения ПДД, но сами размеры штрафов будут определены не «вилкой», а конкретной цифрой.

Кроме того, Юрий Луценко обещал на порядок увеличить количество уголовных дел в отношении сотрудников милиции, подозреваемых в коррупции. Чтобы усилить борьбу с этим явлением, МВД уже закупило сто камер для скрытой съемки, сообщил министр в интервью телеканалу «1+1». «Мы отдали их внутренней безопасности, и я честно предупреждаю всех сотрудников милиции, что с сегодняшнего дня борьба с внутренней коррупцией будет усилена», – сказал Ю. Луценко. За первое полугодие 2005-го было возбуждено 638 уголовных дел в отношении сотрудников милиции.

Подготовили Юлий Максимчук, Светлана Скрипка
Фото Юрия Нестерова и из архива редакции