X

Особенности движения в странах СНГ

В середине апреля в столице состоялась международная научно-практическая конференция «Безопасность дорожного движения: современность и будущее», в которой приняли участие представители 14 стран СНГ.

В середине апреля в столице состоялась международная научно-практическая конференция «Безопасность дорожного движения: современность и будущее», в которой приняли участие представители 14 стран СНГ.

В середине апреля в столице состоялась международная научно-практическая конференция «Безопасность дорожного движения: современность и будущее», в которой приняли участие представители 14 стран СНГ.

Цель мероприятия – налаживание более тесного международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности движения. Кроме того, руководство МВД Украины, обеспокоенное ростом аварийности в стране, решило позаимствовать положительный опыт коллег. О наиболее интересных особенностях организации движения на дорогах в некоторых государствах содружества мы рассказываем сегодня.

Украина

Будьте осторожны!

В Украине уровень риска гибели людей в ДТП один из самых высоких, а транспортные средства вдвое опаснее, чем в бывших соцстранах – Венгрии, Болгарии, Польше. Об этом проинформировал заместитель министра внутренних дел генерал-майор милиции Анатолий Присяжнюк. В нашем государстве каждые 15 минут происходит авария. На дорогах за сутки гибнут в среднем 14 человек и свыше 100 получают травмы.

Наметилась также тенденция роста количества ДТП, а также числа погибших и раненых в них по вине иностранцев. Наибольшее количество «международных» аварий в прошлом году случилось с участием водителей из России, Молдовы, Беларуси, Германии и Польши.

Штрафы нужно повысить

В прошлом году по сравнению с 2002-м количество ДТП увеличилось на 23% (зафиксировано 42,4 тыс. аварий). При этом погибли 7,1 тыс. человек и травмированы 9,7 тыс. В 2004-м аварийность продолжает стремительно возрастать – за 3 месяца зарегистрировано 8 тыс. ДТП, в которых погибли 1138 человек и получили травмы 10 тыс.

Повлиять на ситуацию руководство МВД планирует путем ужесточения административной ответственности за нарушения ПДД и обеспечения неотвратимости наказания. Готовится очередной законопроект, которым предусмотрено существенное повышение штрафов, а также наложение пени при несвоевременной их уплате.

Ожидается, что законопроект будет подан на рассмотрение в Верховную Раду в мае текущего года. Как удалось узнать, передача работникам Госавтоинспекции права рассматривать дела нарушителей ПДД этим документом не предусмотрена.

ГАИ сократят

Сегодня руководство Департамента ГАИ сокращает штат сотрудников. Данное требование было выдвинуто министром внутренних дел генерал-лейтенантом милиции Николаем Билоконем.

В этом году численность работников Госавтоинспекции сократится на 25%. Компенсировать это собираются внедрением современных технических средств. Каждый регион Украины планируют оснастить 30 автомобилями, оборудованными системой «Поток-М», которая позволяет выявлять в транспортном потоке машины, находящиеся в розыске.

Эстония

Мало не покажется

В Эстонии навели порядок на дорогах методом принуждения, а не убеждения. В нынешней редакции КоАП предусмотрены очень высокие штрафы за нарушения ПДД. Как рассказал директор отдела охраны правопорядка Охранной полиции Ало Кирсимяэ, минимальный штраф в стране составляет около $20, а максимальный – $1600.

Данные изменения в КоАП введены в действие в 2002 году, и уже в прошлом году отмечена тенденция к снижению аварийности – на 11% уменьшилось число ДТП, на 26% – количество погибших и на 17% – пострадавших.

Литва

Не заплатил штраф – отработай его

У литовских законодателей не было повода сомневаться в компетентности и надежности сотрудников дорожной полиции, поэтому административные дела в сфере ответственности за нарушения дорожной «азбуки» полностью сосредоточены в руках полицейских. Заместитель начальника отдела надзора за дорожным движением Департамента полиции при МВД Литовской республики Гинтарас Аликсандравичюс проинформировал, что работники дорожной полиции не только налагают штраф, но и лишают нарушителя водительского удостоверения, если это предусмотрено КоАП.

В Литве также обеспечивается и полная неотвратимость наказания. У дорожной полиции налажены тесные связи с судебными органами. Если нарушитель в течение 15 дней не уплатил штраф, судебные исполнители обращаются по его месту работы и штраф вычитается из зарплаты. Если же нарушитель нигде не работает, тогда могут описать и продать его имущество или же приговорить к аресту с привлечением к административным работам.

Беларусь

Последние – не значит худшие

В Беларуси аварийность остается на уровне 2003 года. Об этом сообщил начальник НИЦБДД ГАИ МВД Республики Беларусь подполковник милиции Анатолий Сушко.

Как оказалось, это государство одним из последних на постсоветском пространстве приняло закон «О дорожном движении» – 10 августа прошлого года. И лишь немногим ранее – 1 июля 2003 года вступили в силу Правила дорожного движения.

Страховка обязательна

Все хозяева машин и лица, эксплуатирующие авто по доверенности, должны иметь при себе страховой полис гражданской ответственности владельцев ТС. Без этого документа эксплуатация, проведение ТО, регистрация и перерегистрация машин запрещены. Контроль за наличием страховки возложен на Госавтоинспекцию. При отсутствии этого полиса предусмотрен штраф.

Кстати, в Беларуси, в отличие от Украины, решение о мере взыскания за совершенное нарушение ПДД принимает работник ГАИ. При этом он составляет административный протокол и выписывает штрафную квитанцию.

Всем включить фары!

В белорусских ПДД введено обязательное требование ездить с включенным ближним светом фар в период с 1 ноября по 31 марта. Эта мера оказалась весьма эффективной – количество ДТП снизилось на 25%. Такая практика очень понравилась замминистра внутренних дел Украины Анатолию Присяжнюку, и он заявил, что будет настаивать на ее внедрении в нашей стране. Напомним, что 5 лет назад в Украине уже пытались заставить водителей ездить с включенным светом фар, однако это у нас не прижилось.

Оборудовать свои транспортные средства фарами приходится также велосипедистам и водителям гужевых повозок.

Техосмотр качественнее

Дабы повысить качество проведения техосмотра, полномочия белорусской Госавтоинспекции частично урезали. Теперь она имеет право провести документальный осмотр ТС – сверить номера агрегатов на соответствие записям в техпаспорте, проверить машину на угон и проконтролировать наличие обязательного страхового полиса. А вот инструментальный контроль технического состояния ТС с 1 июля 2003 года проводится на специальных станциях диагностики, которые относятся к юрисдикции Министерства транспорта и коммуникаций.

Кстати, проведение станциями диагностики какого-либо ремонта машин запрещено.

Любопытно, что в белорусском талоне о прохождении ТО стоит дата проведения осмотра (напомним, что у нас – дата прохождения следующего осмотра).

Только офицеры

Как рассказал начальник НИЦБДД ГАИ МВД Республики Беларусь подполковник милиции Анатолий Сушко, с мая 2002 года штат сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ сократился на 10%. В этом подразделении остались лишь офицеры. При оценке их деятельности используются новые коэффициенты, влияющие на начисление заработной платы, – протяженность обслуживаемого участка дороги и интенсивность движения на нем.

А МРЭО были разаттестованы: там остались лишь два представителя милиции – начальник и инспектор по розыску угнанного автотранспорта. Все остальные сотрудники МРЭО – штатские.

Казахстан

Новое – хорошо забытое старое

Казахстан прошел путь, очень схожий с украинским, сообщил начальник отделения организационно-аналитической и профилактической работы Департамента дорожной полиции МВД республики майор полиции Мурат Баймукашев.

В 1990 – 2000 годах в Казахстане сохранялась стойкая тенденция к снижению аварийности. Однако в 2000 году были приняты изменения в КоАП, согласно которым права работников ГАИ урезали – при выявлении нарушения они могли только составить админпротокол (как сейчас в Украине). Как следствие, аварийность в 2002 году возросла на 19%.

Учитывая данную ситуацию, в прошлом году внесены очередные изменения в Кодекс об административных нарушениях. Работникам ГАИ вернули полномочия самостоятельно выносить решения о мере взыскания за нарушения дорожной «грамоты» и изымать права у водителей за грубые нарушения ПДД. После этого количество ДТП по сравнению с 2002 годом сократилось на 35%, погибших в них – на 50% и раненых – на 35%.

Киргизия

Истец и судья – в одном лице?

Как рассказал заместитель начальника УГАИ МВД Киргизии подполковник милиции Райымкул уулу Касымбек, в государстве действует весьма эффективная административная практика в сфере обеспечения соблюдения Правил дорожного движения. Решения о мере взыскания за нарушения ПДД принимают в основном работники ГАИ. Исключения составляют лишь случаи, согласно которым КоАП предусмотрено изъятие водительского удостоверения – при этом административное дело рассматривается в суде.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Юрия Нестерова