Секретное оружие

0

На улицах украинских городов – пробки; с каждым годом их все больше. Возможно, «разрулить» заторы в столице поможет современная автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), которую собираются внедрить киевские власти.

В центре управления АСУДД установлено пластиковое панно с нанесенной на него картой правобережной части Киева. На нем установлены лампочки контроля работы подключенных светофоров. Если они светятся зеленым цветом – значит, светофорный объект работает, если красным – выключен или неисправен. В центре управления АСУДД установлено пластиковое панно с нанесенной на него картой правобережной части Киева. На нем установлены лампочки контроля работы подключенных светофоров. Если они светятся зеленым цветом – значит, светофорный объект работает, если красным – выключен или неисправен. Сегодня в дежурный центр управления транслируется «картинка» только с пяти светофорных объектов, хотя к системе АСУДД Киева подключены 124. Оператор не видит ситуацию на большинстве перекрестков – с помощью компьютера он лишь следит за тем, функционирует ли светофорный объект, а также может изменить режим работы светофора.

На улицах украинских городов – пробки; с каждым годом их все больше. Возможно, «разрулить» заторы в столице поможет современная автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), которую собираются внедрить киевские власти.

Проблема дорожных заторов в мировой практике не нова – через это прошли многие развитые зарубежные государства. На Западе движение постоянно совершенствуют – увеличивают плотность дорог, строят новые транспортные развязки, мосты, туннели, паркинги. Но самое главное – применяют современные автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД), которые позволяют эффективно использовать пропускную способность существующей дорожной сети. Это, в частности, централизованное управление светофорами с учетом сложившейся ситуации на перекрестке (затор, авария) и так называемые интеллектуальные светофоры, способные оперативно, в зависимости от загрузки улиц транспортом, изменять режим работы, организовывать «зеленую волну» для общественного транспорта. Кроме того, устанавливаются электронные табло для информирования участников дорожного движения о возникновении пробок, ограничений в движении, наличии свободных парковочных мест и т. п.

А что у нас?

Некое подобие АСУДД есть и в Киеве, правда, уже давно морально и физически устаревшее. Как рассказал нам заместитель директора коммунального предприятия «Киевдорсервис» Сергей Катрич, возможности ныне действующей системы далеки от западных стандартов. Наша АСУДД позволяет включать или выключать любой из подведенных к ней светофоров, следить за их работой (какой сигнал горит в том или ином направлении, исправен ли светофор), а также менять режим работы. В течение суток применяются 8 запрограммированных режимов, которые задействуются в то или иное время. Этим занимаются операторы, работающие в дежурном центре управления системой АСУДД. Вместе с тем, сидя на месте, человек не может визуально контролировать ситуацию на большинстве перекрестков, чтобы при необходимости переключить светофор в соответствующий режим работы – видеокамерами оснащены только 5 из 124 светофорных объектов, объединенных в АСУДД (отметим, что в Киеве сегодня насчитывается 570 светофоров).

Необходимость модернизации данной системы уже давно назрела. Сегодня выделены средства на внедрение так называемой второй линии АСУДД, к которой дополнительно подключат еще 150 светофорных объектов столицы. Завершить эту работу планируют к первому кварталу 2008 года. За последующие 4 года к системе подключат все столичные светофоры.

Но самое главное – специалисты в области дорожного движения подготовили программу «Развитие автоматизированных систем управления транспортом г. Киева», которую планируют реализовать в 2007–2009 гг. На ее внедрение необходимо 112,491 млн. грн. Часть средств уже выделена городскими властями (в первую очередь, на разработку соответствующего технического проекта).

Не хуже, чем у них!

В ходе реализации вышеупомянутой программы существующий центр управления модернизируют. Его оснастят огромным монитором, на который будет выводиться «живая» картинка с перекрестков (пока вместо экрана используется пластиковое панно с нанесенной на него картой правобережной части Киева – см. фото). Соответственно, наиболее оживленные перекрестки оснастят камерами видеоконтроля. К системе АСУДД присоединят и те камеры, которые сейчас дают картинку в дежурную часть киевской ГАИ (а это еще около 30 перекрестков), что позволит применять централизованное управление светофорами с учетом сложившейся на перекрестке ситуации.

Кроме того, используют и более дешевую альтернативу камерам – датчики просчета интенсивности движения, которые также смогут информировать о загруженности перекрестка.

Планируется, как и на Западе, оснастить контроллеры светофорных объектов интеллектуальной программой управления, которая, получая информацию от датчиков интенсивности движения, задействует наиболее оптимальный режим работы светофора. В рамках программы будет активно использоваться фотофиксация превышений скорости движения, проездов на запрещающий сигнал светофора и других нарушений ПДД. Установят также информационные табло, на которые будут выводиться сведения о заторах, авариях, ремонтируемых участках дорог. Соответствующую информацию планируют передавать и в дежурную часть ГАИ для оперативного реагирования на сложившуюся дорожную ситуацию.Одновременно появится автоматизированная система диспетчерского управления наземным общественным транспортом (АСДУ), призванная обеспечить приоритеты в движении последнего. С ее помощью будет осуществляться централизованный контроль работы данных транспортных средств, что позволит существенно оптимизировать комфорт перевозки пассажиров. В центральной части города собираются применять современные автобусы большой вместительности, а многочисленные маршрутки, которые ныне наводнили город и нередко становятся причиной заторовых ситуаций, хотят потеснить в более отдаленные районы. Если и в Украине удастся пересадить большинство горожан с личных машин на общественный транспорт, что уже успешно реализовано за рубежом, количество автомобилей в улично-дорожной сети уменьшится, а это, соответственно, снизит вероятность возникновения заторов. Все в комплексе

Впрочем, одним лишь внедрением АСУДД проблему «пробок» не решить. Это возможно только при условии применения комплексных мер. В частности, необходимы реконструкция существующих и строительство новых развязок, дорог, паркингов, на что понадобятся немалые средства. Кроме того, назрела необходимость реального повышения ответственности участников движения за нарушение ПДД и обеспечения неотвратимости наказания. Когда все это будет реализовано – неизвестно. А пока остается надеяться на благоразумие и сознательность участников движения – ведь и сегодня многих проблем на дороге можно избежать, прояви каждый из нас дисциплинированность и уважение к окружающим.

Комплексная модернизация существующей системы управления дорожным движением (АСУДД) предполагает довести ее до уровня зарубежных аналогов, что позволит намного эффективнее управлять движением в столице.

Сергей Катрич. Заместитель директора «Киевдорсервис»

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Виктории Хис

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.