X

Штраф – залог порядка

Министр внутренних дел Юрий Луценко, поздравляя руководство Департамента украинской Госавтоинспекции с 9-й годовщиной со дня создания, сказал, что пока инспекторам ГАИ не разрешат штрафовать нарушителей ПДД, навести порядок на дорогах не удастся.

Министр внутренних дел Юрий Луценко, поздравляя руководство Департамента украинской Госавтоинспекции с 9-й годовщиной со дня создания, сказал, что пока инспекторам ГАИ не разрешат штрафовать нарушителей ПДД, навести порядок на дорогах не удастся.

Министр внутренних дел Юрий Луценко, поздравляя руководство Департамента украинской Госавтоинспекции с 9-й годовщиной со дня создания, сказал, что пока инспекторам ГАИ не разрешат штрафовать нарушителей ПДД, навести порядок на дорогах не удастся.

«Автоцентр»: Юрий Витальевич, в каком состоянии пребывает законопроект МВД о реформировании ГАИ?

Юрий Луценко: На самом деле это целый пакет документов не только о реформировании Госавтоинспекции, но и о повышении ответственности водителей за нарушения ПДД, расширении полномочий работников ГАИ, применении новых современных средств контроля за дорожным движением и др. Однако законопроект, который мы представили в Верховну Раду перед выборами, наши депутаты дружно вернули в приступе всенародной любви к электорату.

Данный документ нами уже полностью отработан, и сейчас мы готовимся повторно вынести его на первое чтение в новый парламент. Правда, даже при самом благоприятном раскладе законодатели начнут работать только с 15 мая текущего года. Серьезных изменений в законопроект мы не вносили, лишь дополнили положениями по упрощению механизма реализации автоматизированной системы фиксации нарушений, а также по изменениям в бюджетной сфере – чтобы штрафы, которые взимаются с нарушителей ПДД, уходили в местные бюджеты.

«АЦ»: К предложению МВД расширить полномочия сотрудников ГАИ многие относятся неоднозначно, опасаясь роста злоупотреблений с их стороны. Скажите, какую цель вы преследуете?

Ю. Л.: По статистике последних трех лет, на наших дорогах ежегодно гибнет около 7 тыс. человек. Между прочим, снижение аварийности является одним из условий вступления Украины в ЕС. Как можно исправить подобную ситуацию? Организационными изменениями в ГАИ – вряд ли. Переименованием – тоже нет. Единственное, что может дать результат, – обеспечение неотвратимости наказания для нарушителей. Опыт показал, что после принятия Верховной Радой изменений в КоАП Украины, вследствие чего работники ГАИ лишились права выносить решения по нарушению правил движения, дисциплина участников дорожного движения заметно ухудшилась – они реально почувствовали свою безнаказанность. Так, только по трети протоколов, составленных работниками ГАИ, суды вынесли решения. Все остальные нарушители так и не ответили за содеянное.

Вполне очевидно, что существующая система административной практики несостоятельна, поэтому мы считаем, что нужно предоставить работникам ГАИ право наказывать нарушителей ПДД. Причем не за непристегнутый ремень безопасности, отсутствие аптечки или огнетушителя, а за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение скорости более чем на 20 км/ч или проезд на запрещающий сигнал светофора. Согласитесь, что это три ключевых нарушения, следствием которых является колоссальное количество погибших на дорогах. За их совершение мы предлагаем максимально поднять штрафы. Надеемся, что депутаты новой Верховной Рады, у которых впереди 5 лет продуктивной работы, будут думать о государственных, общественных интересах, а не о том, чтобы понравиться недисциплинированным водителям.

«АЦ»: Что значит «максимально поднять штрафы»? Во сколько, например, водителю «обойдется» управление транспортным средством в нетрезвом состоянии?

Ю. Л.: Мы считаем, что размер штрафа за подобные нарушения должен быть не меньше 500 грн. (сейчас – 255–340 грн.), а при повторном выявлении такого нарушителя его безоговорочно лишат права управления автомобилем. Впрочем, размер штрафа для нас не самое главное, более важно, повторюсь, чтобы наказание стало неотвратимым, чтобы нарушитель не сомневался, что, нарушив, он получит штрафную квитанцию, которую ему обязательно придется оплатить.

«АЦ»: В начале года Вы подали идею о внедрении карточек для водителей по оплате штрафов за нарушения ПДД. Расскажите подробнее, в чем их суть.

Ю. Л.: Внедрение карточек – отличный современный подход к борьбе с коррупцией. Если исключить денежные взаимоотношения между водителем и инспектором ГАИ, взяточничества не будет.

Предполагалось, что водителям бесплатно выдадут карточки, на счету которых будет 1 тыс. грн. Именно из этой суммы планировалось взыскивать штрафы в случае нарушений ПДД. При этом патрульные автомобили ГАИ необходимо укомплектовать специальным считывающим устройством, с помощью которого можно снимать деньги с карточки нарушителя. Некоторые банки уже изъявили готовность поучаствовать в данном проекте.

«АЦ»: Когда можно ожидать практического воплощения этой идеи?

Ю. Л.: Пока дело, к сожалению, не продвигается, поскольку необходимо законодательное основание. Для этого нам нужно принять соответствующий пакет документов, который МВД вносило в Верховну Раду, а депутаты его не поддержали. Сейчас мы готовы повторно внести наш законопроект на рассмотрение в парламент.

Юлий Максимчук
Фото Виктории Хис, Николая Шинкаря и Сергея Кузьмича