Штрафов не будет!
Если Верховна Рада одобрит новый законопроект по изменению ответственности участников движения за нарушения ПДД, то гаишники будут ставить нарушителям баллы, а не выписывать штрафы.
Если Верховна Рада одобрит новый законопроект по изменению ответственности участников движения за нарушения ПДД, то гаишники будут ставить нарушителям баллы, а не выписывать штрафы. |
Законопроект, подготовленный народным депутатом Ярославом Мендесом совместно с Департаментом ГАИ МВД Украины, существенно отличается от тех многочисленных проектов, которые украинская Госавтоинспекция вносила ранее. Согласно предлагаемым изменениям в Кодекс Украины «Об административных правонарушениях», провинившемуся водителю не выпишут, как ранее, штраф, а начислят определенное количество баллов. То есть, предлагается внедрить накопительную систему – за каждое допущенное нарушение начисляется определенное количество баллов, которое в течение года суммируется. Если за это время водитель «заработал» 30 баллов, то ему грозит серьезный штраф – от 510 до 680 грн. Срок действия каждого из штрафных баллов – 1 год с момента начисления, после чего они аннулируются. Если спустя 4 месяца с момента накопления предельно допустимого количества баллов водитель опять нарушил ПДД, его ждет более суровое наказание – лишение права управления транспортными средствами сроком от 6 месяцев до 3 лет. По словам Ярослава Мендеса, такая система позаимствована из практики Польши и Чехии, где она зарекомендовала себя положительно.
Суд разберется, кто неправ
Для регистрации начисленных штрафных баллов планируется создать единую всеукраинскую автоматизированную базу учета административных нарушений. До ее запуска фиксировать нарушения намерены по старинке – в талоне предупреждений. Право начислять баллы в большинстве случаев предоставлено сотруднику ГАИ, но за грубые нарушения, при совершении которых предусматривается наказание в виде лишения права управления ТС или начисления большого количества штрафных баллов (10 и более), определять меру наказания имеет право лишь суд. Более того, решение инспектора ГАИ, по предоставленным в его компетенцию видам админнарушений, не является безоговорочным. То есть, если водитель считает, что страж порядка не прав, то дело о данном административном нарушении будет рассматриваться в суде. При этом водитель сможет доказать свою правоту.
| |
Хозяин отвечает за все
Как и прежде, нарушения ПДД будут документировать путем составления административного протокола. Основанием для привлечения к ответственности может быть также зафиксированный фото– или видеофакт нарушения. Отвечать перед законом должен владелец транспортного средства. Если же нарушение ПДД допустил не он, а человек, которому было передоверено право управления, то хозяин должен сообщить об этом в ГАИ.
Еще одно важное требование: если суд или ГАИ выносит решение о начислении штрафных баллов в отсутствие нарушителя, то водителю необходимо в месячный срок с момента вручения соответствующего постановления о наложении админвзыскания обратиться в ГАИ для занесения баллов в талон предупреждений. Если же он проигнорирует это требование, ему грозит крупный штраф в размере от 340 до 680 грн.
«Подарки» нарушителям
Законопроектом предусмотрено внесение изменений не только в КоАП Украины, но и в Уголовный кодекс, в Законы «О милиции», «О дорожном движении», «Об исполнительном делопроизводстве», «Об обязательном страховании гражданскоправовой ответственности…» и другие законодательные акты.
К примеру, депутаты планируют четко выписать случаи, когда работник милиции имеет право временно задержать транспортное средство путем блокировки колес или доставки его на штрафплощадку – согласно ст. 126 (управление ТС без соответствующих документов), 132 (самовольное использование ТС или хранение ТС в неустановленных местах), 121 и 130 (см. табл.). Все эти меры принимаются временно, до устранения нарушения.
Как и сейчас, наличие страховых полисов ОСГПО работникам ГАИ предложено проверять при проведении техосмотра, регистрации и перерегистрации ТС, а также при оформлении нарушений ПДД и материалов дорожнотранспортных происшествий.
Эксплуатация ТС будет запрещаться не путем изъятия номерных знаков (как это происходит в настоящее время), а изъятием талона о прохождении ТО. Кстати, талон органы ГАИ должны будут выдавать владельцам машин бесплатно.
Есть неприятная новость и для лихачей – планируется разграничить ответственность за превышение скорости на 20 и 50 км/ч, что соответственно сулит начисление 5 и 8 штрафных баллов.
| |
Аргументы
Ожидается, что данный законопроект обеспечит важную судебную норму – неотвратимость наказания за нарушения ПДД, а также повысит эффективность работы судов. Ведь благодаря балльной системе количество штрафных санкций уменьшится, а суммы взысканий, по сравнению с нынешними, возрастут, что существенно увеличит процент их исполнения.
На сегодняшний день данный законопроект находится на рассмотрении в соответствующих комитетах Верховной Рады. После того как там ознакомятся с ним и одобрят, документ будет вынесен на рассмотрение парламента Украины. Депутат Ярослав Мендес и начальник ДГАИ МВД Украины полковник милиции Алексей Калинский надеются, что это произойдет в течение месяца. Хотя уверенности, что данный проект парламентарии одобрят, нет. Ведь пять предыдущих законодательных инициатив они успешно провалили, яростно отстаивая права участников дорожного движения – весьма и весьма многочисленной армии избирательного электората. Но, может, все-таки уже пора более взвешенно подойти к данной проблеме? Ведь ситуация с аварийностью на дорогах требует незамедлительных действий. Например, по сравнению с 2000 годом, количество ДТП с пострадавшими в 2006 году выросло на 42,8%, погибших в них – на 43,2%, а раненых – на 58%. Повышение ответственности водителей и пешеходов станет стимулом для соблюдения ими ПДД и поможет сберечь не одну сотню человеческих жизней. Разве этот аргумент не достаточно веский для одобрения законопроекта?
Сравнительная таблица ответственности за наиболее распространенные нарушения |
|