Виновника ДТП определит компьютер
Почти полгода назад согласно Указу Президента Украины Госавтоинспекция юридически перестала существовать, однако безопасность движения на дорогах по-прежнему обеспечивают ее сотрудники, а руководство планомерно реорганизует службу. О том, что нового готовит Госавтоинспекция, рассказывает начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майор милиции Сергей Коломиец.
Почти полгода назад согласно Указу Президента Украины Госавтоинспекция юридически перестала существовать, однако безопасность движения на дорогах по-прежнему обеспечивают ее сотрудники, а руководство планомерно реорганизует службу. О том, что нового готовит Госавтоинспекция, рассказывает начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майор милиции Сергей Коломиец. |
«Автоцентр»: Сергей Геннадьевич, когда ожидается введение кредитных карточек для оплаты штрафов за нарушения ПДД?
Сергей Коломиец: Пока это только идея, хотя некоторые банки уже выразили готовность поучаствовать в данном проекте. Планируется, что карточки выдадут бесплатно, а на каждом счету будет 1 тыс. грн. – из этой суммы и намерены взимать штрафы.
Внедрение карточек зависит от многих факторов. Для технических доработок этой идеи, я думаю, понадобится месяц-полтора. Вместе с тем, чтобы схема заработала, необходимо принять соответствующие законодательные и подзаконные документы. Кроме того, каждый экипаж дорожно-патрульной службы нужно оснастить специальным считывающим устройством, обеспечивающим возможность снять штраф со счета нарушителя. Сколько на это потребуется времени – затрудняюсь ответить. Пока работникам ГАИ не предоставят право принимать решения о мере взыскания на месте нарушения, применение карточек невозможно.
| |
«АЦ»: Как вы считаете, введение карточек поможет в борьбе со взяточничеством на дорогах?
С. К.: По моему мнению, на уровень коррупции карточки не особенно повлияют – ведь нарушитель может предложить инспектору взятку, чтобы деньги со счета не снимать. Введение карточек – это лишь средство сделать оплату штрафов за нарушения ПДД удобной и повысить неотвратимость их взыскания.
«АЦ»: Скажите откровенно – берут ли сейчас работники ГАИ взятки?
С. К.: Мне кажется, что берут, но значительно меньше, чем это было раньше. Хотя мне достоверно неизвестно о таких фактах – если я узнаю об этом, то такой человек у нас больше не будет работать. Мы постоянно проводим негласные проверки, чтобы выявить нечистых на руку сотрудников, хотя я считаю, что проблема не в работниках ГАИ, а в сознании водителей, которые сами предлагают взятки. Причем по закону должен отвечать как тот, кто предложил взятку, так и тот, кто ее взял. Но когда мы документируем дачу взятки и идем в прокуратуру, нам говорят: «Разве ж это взятка – 10 – 20 гривен?». И взяткодателя не наказывают. Но если поймали на горячем гаишника – это преступление века!
«АЦ»: Юрий Луценко заявил о том, что собирается до конца текущего года забрать у ГАИ функции проведения техосмотра и передать их бизнес-структурам. Этого действительно следует ожидать?
С. К.: Государственный технический осмотр транспортных средств – это целый комплекс мер, одна из составляющих которого – непосредственно проверка техсостояния машин. Напомню, что есть и другие, например, проверка платежей, необходимых для проведения ТО, проверка автомобиля по имеющимся базам данных на предмет угона, розыска Интерполом, подлинности номеров агрегатов и регистрационных документов и т. п.
Так вот, министр имел в виду только проверку техсостояния ТС. «Частникам» эту процедуру передадут только те подразделения Госавтоинспекции, которые не располагают современным диагностическим оборудованием для проведения надлежащей проверки. Кстати, это же предусмотрено в новом Законе «Об автомобильном транспорте», принятом во втором чтении, а ныне направленном на доработку. Бизнес-структуры должны пройти соответствующую сертификацию в Госстандарте и будут работать с нами на договорной основе. А механизм сотрудничества следующий – сначала они оценят техсостояние машины, а затем Госавтоинспекция проведет соответствующие проверки и примет решение о допуске транспортного средства к эксплуатации.
«АЦ»: Страховщики упрекают ГАИ в том, что она не выполняет своих обязанностей, то есть согласно Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности» не проверяет наличие полисов у водителей. Чем аргументирована такая позиция, и будут ли вообще привлекать к ответственности за отсутствие страховки?
С. К.: Сегодня в Украине застрахована ответственность только 10% водителей. То есть остальные 90% являются нарушителями. Поэтому повально останавливать водителей для проверки и привлекать их к ответственности и с политической, и с социальной точки зрения неправильно. Сейчас мы не останавливаем автомобили беспричинно, поэтому принято решение проверять наличие полиса только в том случае, когда возникнут основания пообщаться с водителем – то есть при нарушении ПДД, проведении техосмотра, регистрации машины и т. п.
Мы договорились со страховщиками, что на протяжении первых трех месяцев текущего года при отсутствии у водителей полиса с ними будет проводиться только разъяснительная работа, а они обязаны расписываться в админпротоколе (при нарушении ПДД) или карточке осмотра ТС (при проверке техсостояния) в том, что ознакомлены с необходимостью застраховаться. А уже с апреля при отсутствии у водителя полиса ОСГПО Госавтоинспекция будет привлекать его к административной ответственности.
| |
Сегодня мы прорабатываем процедуру обозначения застрахованного автомобиля соответствующей информационной наклейкой на номерном знаке или на лобовом стекле. Отсутствие такой наклейки позволит нам остановить транспортное средство для проверки у водителя полиса «автогражданки».
| |
«АЦ»: Будет ли в этом году отсутствие полиса ОСГПО поводом для отказа в проведении техосмотра?
С.К.: Нет, в любом случае, если предоставленное на техосмотр транспортное средство исправно, владельцу выдадут талон о прохождении ТО. Но если у него не окажется страховки, составят соответствующий админпротокол, и в дополнение к обязательным платежам водителю придется уплатить штраф за отсутствие полиса.
«АЦ»: Собираетесь ли вы внедрять какие-то новые методы работы?
С. К.: Мы постоянно ищем новые решения, направленные на повышение эффективности нашей работы. Так, сегодня нередко водители жалуются на то, что работники ГАИ очень долго добираются к месту ДТП, чтобы его оформить. Чтобы устранить эту проблему, мы планирует создать новое подразделение в структуре Госавтоинспекции, которое будет заниматься непосредственно оформлением ДТП. Главная его задача – оперативно прибыть к месту происшествия и в полном объеме и грамотно его задокументировать.
В этом подразделении будут работать около 600 человек (по всей Украине). Мы оснастим его спецавтомобилями и оборудованием, фиксирующим картину происшествия (фото- и видеокамера, компьютер и др.). Будет четко определено, как именно необходимо отснять место аварии. Затем эта информация поступит в компьютер, в который также внесут необходимые замеры, фиксирующие, где находятся автомобили после столкновения.
С помощью наших научных сотрудников мы собираемся разработать специальную компьютерную программу, которая на основании видеоматериалов и точных замеров с места происшествия сможет смоделировать картину аварии и беспристрастно определить, кто из водителей был виновен в конкретном ДТП.