X

Что входит в перечень услуг страховых брокеров: Чужими руками

Зачем морочить голову и искать страховую компанию самому, если это может сделать профессиональный посредник? Страховой брокер поможет не только выбрать тот договор, который подойдет конкретному автовладельцу, но и возьмет на себя головную боль при проблемах с урегулированием страхового события.

Зачем морочить голову и искать страховую компанию самому, если это может сделать профессиональный посредник? Страховой брокер поможет не только выбрать тот договор, который подойдет конкретному автовладельцу, но и возьмет на себя головную боль при проблемах с урегулированием страхового события.

Зачем морочить голову и искать страховую компанию самому, если это может сделать профессиональный посредник? Страховой брокер поможет не только выбрать тот договор, который подойдет конкретному автовладельцу, но и возьмет на себя головную боль при проблемах с урегулированием страхового события.

Многие автовладельцы привыкли покупать полисы в офисах страховых компаний, у агентов, или же прямо в автосалоне. Но мало кто знает о том, что их можно приобрести у брокера, который выступает посредником между страховой компанией и ее клиентом, защищая, в первую очередь, интересы страхователя.

Агент в «квадрате»

Брокеры – очень распространенный канал продаж за границей, постепенно набирающий обороты и у нас. Marsh Europe, AON Limited, Willis – это далеко не полный перечень страховых посредников с мировым именем, у которых есть свои представительства и в Украине.

Брокеров нередко путают с агентами, хотя их работа принципиально отличается. Дело в том, что агент «приписан» к страховой компании – одной или нескольким. И основная его задача – защищать прежде всего интересы страховщика, который платит ему комиссионные.

Брокер работает иначе. Он является универсальным продавцом – может предлагать клиенту продукты двух, пяти, десяти страховщиков и при этом он финансово от них не зависит. «Страховой брокер работает исключительно в интересах клиента-страхователя на основании брокерского соглашения с ним. И свое вознаграждение посредник, как правило, получает от клиента-страхователя», – подчеркивает руководитель отдела по работе с брокерами СГ «PZU Украина» Елена Терещенко.

Также нужно учитывать особенности украинского законодательства. Оно позволяет стать агентом практически каждому желающему, даже если он в первой половине дня ремонтирует холодильники, а после обеда продает страховки. А так как страховщики сейчас активно наращивают агентские сети, в число их продавцов могут попасть неквалифицированные посредники, работающие исключительно ради своего обогащения и не думающие о клиентах.

К брокерам отношение более строгое. Во-первых, их работа определена законодательством как исключительный вид деятельности, то есть ничем иным, кроме посредничества в сфере страхования, они заниматься не могут. Во-вторых, чтобы брокер мог начать продажи страховок, его руководитель должен пройти специальное обучение и сдать квалификационный экзамен, после чего может получить свидетельство о внесении в специальный реестр.

Кроме того, брокер действует с клиентом на договорных условиях, которые, как правило, предусматривают не только «энный» перечень дополнительных опций, но и ответственность за нарушения своих обязательств.

Только бонусы

Покупка страховки через брокера – это определенные преимущества, которых не даст агент. Один из главных плюсов заключается в том, что брокер берет на себя согласование договора страхования. «То есть, другими словами, клиент может рассчитывать на то, что договор будет составлен исключительно под его нужды и максимально удовлетворять его требования», – объясняет Елена Терещенко.

Это важный фактор, особенно если учесть нюансы, которые страховщики очень часто «зашивают» в условия полисов. И в результате страхователь, попадая в ДТП, не может получить выплату, так как при заключении договора упустил из виду пару строчек, написанных мелким шрифтом.

«Дополнительное преимущество заключается в том, что зачастую брокер в процессе переговоров со страховщиком, отстаивая интересы клиента, просит о снижении страхового тарифа», – рассказывает начальник отдела страхования международных и банковских программ СК «Гарант-Авто» Ольга Королева. В итоге, сотрудничая с несколькими страховыми компаниями, брокер выполняет роль некоего «фильтра» – подбирает для конкретного клиента лучшие предложения по соотношению «цена-качество» и предоставляет ему скидку в среднем около 10%, которую получить у страховщика, придя «с улицы», невозможно.

Кроме того, профессиональный страховой посредник, который стремится учесть все пожелания клиента, организовывает и контролирует процесс урегулирования возникшего страхового события. «Например, брокер, имеющий в своем штате аварийных комиссаров, может обеспечивать выезд на место события, осмотр и фотографирование застрахованного объекта, а также сбор документов», – говорит Елена Терещенко.

Причем по каждому продукту в крупных брокерских компаниях закрепляется отдельный менеджер, который полностью сосредоточен на сервисе (начиная с выставления счетов и заканчивая урегулированием страховых событий). Такой брокер способен не только правильно оформить подачу всех необходимых документов и проконтролировать процесс оценки ущерба, но и вступить в полемику со страховой компанией, если она несправедливо отказывает в страховом возмещении.

Также страховой брокер всегда отслеживает финансовое положение страховых компаний, с которыми работает, оперативность и полноту выплат по страховым случаям и предлагает своим клиентам сотрудничество только с самыми надежными из них, отсеивая те, что имеют проблемы с платежеспособностью и могут нанести ущерб репутации самого брокера.

Сделка с совестью

Разумеется, брокер – далеко не панацея, ведь, к примеру, у его страховщиков-партнеров может не быть страховых продуктов, которые полностью удовлетворят клиента. Кроме того, учитывая жесткую конкуренцию на страховом рынке и борьбу за страхователей, далеко не все брокеры работают добросовестно.

Не исключена ситуация, когда клиенту будут навязывать конкретную компанию и ее продукты. Почему? Ответ очень прост: страховщик, который нацелен на агрессивный захват рынка любой ценой, готов со своей стороны платить дополнительное вознаграждение брокерам, чтобы они продвигали именно его страховые продукты.

С другой стороны, большинство брокеров все же заинтересованы в чистоте своей репутации перед клиентами, поэтому им важнее добиться благосклонности страхователя, чем соблазниться одномоментной прибылью.

Кроме того, благонадежность брокера тоже можно проверить. «Источниками информации могут быть рекомендации партнеров, которые работали или работают через конкретного посредника, крупные корпоративные клиенты. Все это может стать основой для выбора, в какую брокерскую компанию обращаться», – советует Ольга Королева.

Вообще, профессиональный страховой брокер должен предоставить клиенту минимум 3–5 предложений от разных страховщиков. Если же он активно навязывает одну–две конкретные страховые компании – это уже должно вызвать подозрение и сомнения в том, стоит ли иметь дело с таким посредником.

 

Олег Вовченко Генеральный директор СК «Актив-гарант»

Страховой брокер является своего рода индикатором в страховом бизнесе. Если в страховой компании начинаются проблемы (задержка выплат, безосновательные отказы и т. п.), брокер первым узнает об этом и «переводит» своих клиентов в более благополучную компанию. Кроме того, страховой брокер имеет возможность повлиять на процесс урегулирования и выплату своему клиенту. Страховые компании редко идут на конфликт со своим брокером, так как не хотят потерять деловые отношения со страховым посредником.

Виктор Стуков
Фото Сергея Кузьмича