X

Козырная карта

Все, что нужно знать о «Зеленой карте» для путешествия автомобилиста за рубеж

Все, что нужно знать о «Зеленой карте» для путешествия автомобилиста за рубеж

Все, что нужно знать о «Зеленой карте» для путешествия автомобилиста за рубеж

Выезжая за пределы Украины на автомобиле, водитель должен приобрести полис «Зеленой карты» – аналог внутреннего полиса ОСГПО, который позволит застраховать собственную гражданско-правовую ответственность в случае ДТП за границей.

Система «Зеленой карты» объединяет 46 стран, среди которых есть и Украина. Их Моторно-транспортные страховые бюро выбирают уполномоченные страховые компании, которые, в случае наступления «международного» ДТП выплачивают сумму причиненного ущерба пострадавшей стороне. В Украине таких компаний тринадцать (см. список). Если у водителя нет такого полиса, при ДТП ему придется выплачивать возмещение пострадавшему самостоятельно. К тому же во многих странах местная полиция может проверить наличие полиса и оштрафовать за его отсутствие (в зависимости от страны – $150–200).

Как это работает

«Если гражданин Украины приобретает у нас полис «Зеленая карта», то при страховом случае убытки третьему лицу, которому клиент нанес ущерб, будут выплачены в любой стране, входящей в систему. После этого страна, в которой было произведено возмещение, предоставляет требование тому национальному Бюро, в котором был приобретен полис, вернуть сумму возмещенного убытка», – рассказывает Михаил Гомивка, директор департамента международного страхования СК «Универсальная». То есть убытки покрывает местное МТСБ, а затем выставляет регресс украинскому. А то, в свою очередь, – страховой компании.

При наличии «Зеленой карты» виновник ДТП должен заплатить из своего кармана только в том случае, если сумма причиненного ущерба превышает установленный в стране пребывания лимит. К примеру, в России наибольшая компенсация материальных убытков составляет 4 тыс. на одну аварию. В Испании такой лимит установлен на уровне 15 млн. (речь идет о возмещении по жизни и здоровью человека).

На стоимость «Зеленой карты» влияют тип транспортного средства, срок действия полиса (от 15 дней до года), а также группа стран, где он будет работать.

Существует два вида полисов «Зеленая карта»: один – для выезда в Россию, Украину, Молдову, Беларусь, другой – в дальнее зарубежье. Полис для визита к нашим ближайшим соседям в среднем в два раза дешевле, чем аналогичный для Европы.

Следи за руками!

Так как тарифы по полису «Зеленая карта» одинаковы (зафиксированы постановлением правительства), особых скидок страховые компании по таким программам предложить не могут. Поэтому главное, что должен помнить автомобилист – приобретать полис нужно в офисе страховой и заранее, а не на границе впопыхах. Автопутешественники могут столкнуться с мошенничеством со стороны пограничных агентов: продажа поддельных полисов несуществующей компании, с фальшивым номером и т. д. В МТСБУ советуют – если не удалось заехать в городской офис СК, покупайте полис в специально отведенных зонах пограничных терминалов, где расположены представительства компаний. Не берите страховку с рук на СТО, заправках, в придорожных кафе, особенно, если ее предлагают по сниженной цене. Это стопроцентная фальшивка. «Каждая карта имеет степени защиты, которые невооруженным глазом не видны. При погранично-таможенном оформлении на украинском пункте пропуска можно проверить карту на специальных приборах», – советует директор департамента продаж НАСК «Оранта» Игорь Грузкой.

Но даже агенты реальных компаний порой идут на злоупотребления. Наибольшее распространение получили махинации со сроками действия полисов. Схема такова. Полис имеет четыре страницы. Все они заполняются вручную. Листы сделаны из копировальной бумаги. Поэтому при заполнении первой страницы одновременно заполняются остальные листы. Страхователю выдается 1, 2 и 4 страница. Третью агент отправляет в СК для отчетности. И вот здесь появляется возможность для махинаций. Выписав годичный полис, агент может заполнить третью страницу отдельно (незаметно загнув ее при первом заполнении) и выписать его якобы на 15 дней. Десятикратная разница оседает у агента в кармане, а страховая компания пребывает в полной уверенности, что ее клиент застрахован именно на 15 дней. Подобным образом манипулируют с типами транспортных средств – например, выписывают полис на прицеп, а продают его как на легковую машину.

Проблемы начинают возникать, если вы попали в аварию. Мало того, что придется компенсировать ущерб из своего кармана, так еще потом доказывать, что в такой махинации не было вашего злого умысла. Выход – тщательно следить за тем, чтобы полис заполнялся весь, сразу и в вашем непосредственном присутствии. Кроме того, на полисе не должно быть никаких печатей, штампов. В большинстве случаев он заполняется вручную, однако некоторые компании допускают компьютерный набор данных. «Оплатите стоимость карты сами, через отделение банка. Если вам выдали фальшивку, вы сможете вернуть свои деньги», – отмечает Игорь Грузкой.

Если случилось ДТП

Еще до выезда из Украины стоит позаботиться о наличии нескольких ксерокопий полиса «Зеленая карта». По правилам этой системы, в случае аварии виновник должен предоставить другим участникам ДТП копии своего полиса. Впрочем, в первую очередь необходимо вызвать на место происшествия полицию. В некоторых странах считается, что на мелкие ДТП, где материальные убытки незначительные, а здоровью и жизни граждан ущерб не нанесен, стражам порядка прибывать не обязательно. В таких случаях заполняется еврорапорт, бланк которого есть у каждого западного водителя, и отвозится на сверку в ближайший участок. Но в некоторых государствах, например, в Венгрии, выезд полиции на место аварии с участием гражданина другой страны обязателен. Поэтому не рискуйте и вызывайте полицию при любых обстоятельствах ДТП.

После того как вы обменялись контактами с другими участниками аварии, а также – если вы виновник – раздали ксерокопии своего полиса, дождались патруль и оформили происшествие, миссия водителя заканчивается. Считается, что дальше за него все сделает либо страховщик, либо МТСБ.

Где действует «Зеленая карта»

Австрия
Албания
Андорра
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Израиль
Италия
Ирак
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Кипр
Латвия
Литва
Люксембург
Македония
Мальта
Марокко
Молдова
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сербия
Словацкая Республика
Словения
Тунис
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Чешская Республика
Швейцария
Швеция
Эстония

Где продают «Зеленую карту»

«Княжа»
«Кредо-Классик»
«Оранта»
«ПРОСТО- страхование»
«PZU Украина»
«СГ ТАС»
«Универсальная»
«УТСК»

Стоимость полисов для выезда в Россию, Молдову, Беларусь, грн.

Транспортные средства

15 дней

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9 мес.

10 мес.

11 мес.

1 год

Легковые автомобили (кат. В)

181

266

362

447

532

586

610

652

693

735

786

828

869

Автобусы (кат. Е)

191

383

682

969

1204

1396

1521

1646

1770

1853

1936

2018

2080

Грузовые автомобили (кат. С)

95

191

341

490

607

703

766

828

890

931

973

1014

1045

Прицепы, полуприцепы (кат. F)

41

63

104

146

189

230

266

266

275

275

285

285

296

Мотоциклы (кат. А)

21

42

85

117

138

170

186

196

207

217

227

238

248

Стоимость полисов для выезда в Европу, грн.

Транспортные средства

15 дней

1 мес.

2 мес.

3 мес.

4 мес.

5 мес.

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9 мес.

10 мес.

11 мес.

1 год

Легковые автомобили (кат. В)

248

395

684

939

1189

1493

1756

2020

2069

2123

2136

2155

2175

Автобусы (кат. Е)

934

1297

1946

2594

3243

3892

4540

5189

5838

6486

7135

7784

8433

Грузовые автомобили (кат. С)

586

778

1401

1972

2542

3113

3684

4255

4826

5397

5916

6435

6954

Прицепы, полуприцепы (кат. F)

85

119

205

291

377

462

548

634

720

806

892

978

596

Мотоциклы (кат. А)

99

137

228

319

412

502

594

685

777

828

864

885

920

Тимофей Крамарев