X

Кто не застрахован, тот не виноват?

Несмотря на то, что Кодексом правонарушений предусмотрен штраф за отсутствие полиса страхования гражданско-правовой ответственности, работники ГАИ пока не наказывают водителей. Мы вместе с милицией провели рейд, во время которого постарались выяснить отношение автовладельцев к страхованию.

Несмотря на то, что Кодексом правонарушений предусмотрен штраф за отсутствие полиса страхования гражданско-правовой ответственности, работники ГАИ пока не наказывают водителей. Мы вместе с милицией провели рейд, во время которого постарались выяснить отношение автовладельцев к страхованию.

Несмотря на то, что Кодексом правонарушений предусмотрен штраф за отсутствие полиса страхования гражданско-правовой ответственности, работники ГАИ пока не наказывают водителей. Мы вместе с милицией провели рейд, во время которого постарались выяснить отношение автовладельцев к страхованию.

Поскольку руководство Департамента ГАИ МВД запретило своим сотрудникам останавливать водителей для проверки полисов страхования ОСГПО, мы действовали с соблюдением их инструкций. Работники ГАИ выполняли свою повседневную работу: останавливали машины в случае нарушения ПДД или согласно ориентировке на угнанную машину, а мы, воспользовавшись случаем, брали у водителей мини-интервью.

Проанализировав полученные ответы, мы получили следующую картину. Владельцы дорогих и новых автомобилей, водители служебных машин, а также люди, которые ежедневно наезжают по 100 – 200 км, в большинстве своем имеют какой-либо страховой полис. Хотя многие все еще путают КАСКО и ОСГПО, люди страхуют свои машины, а не ответственность, или недостаточно осведомлены о правилах страхования. Мнения хозяев недорогих и подержанных автомобилей разделились. Одни считают, что страховка должна быть у каждого водителя, другие выступают против обязательного страхования, зато поддерживают добровольное. Некоторые были убеждены, что им страховка ни к чему – дескать, они не попадут в ДТП, а покупка полиса – это «деньги на ветер», «оброк» страховым компаниям. Большинство водителей сетуют на высокую стоимость страховки и непонятный механизм выплат возмещения. Многие просто не верят страховым компаниям, тем более что у некоторых уже есть печальный опыт общения со страховщиками.

 Мнения официальных лиц

Владимир Романишин
Президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины

На сегодняшний день лицензии получили 73 страховые компании, 61 из них выполнила все условия Закона – получили лицензию, являются членами МТСБУ, внесли деньги в Фонд защиты потерпевших (ФЗП) – от 100 тысяч до 1 млн. евро. Это серьезная гарантия того, что страховщик выполнит свои обязательства перед страхователями, если же нет – за него деньги выплатит Моторное бюро из ФЗП. На сегодня ФЗП составляет около 75 млн. евро. По состоянию на 11 апреля было выдано около 324 тысяч полисов, пик продаж пришелся на конец марта. Причины большого количества незастрахованных – правовой нигилизм участников дорожного движения, нарушение ими ПДД, надежда на отмену закона, пассивность контролирующих органов и неудовлетворительная разъяснительная работа среди населения. Моторное бюро получило заявки на возмещение ущерба от пострадавших в ДТП, виновниками которых стали девять участников боевых действий, пять неустановленных ТС и четыре незастрахованных транспортных средства. Сейчас ведется работа по выплате ущерба по этим случаям.

Евгений Кравец
Начальник отделения профилактической работы УГАИ МВД Украины в г. Киеве, майор милиции

Страховка гражданско-правовой ответственности необходима, достаточно эффективна и направлена, прежде всего, на благо самих водителей. Но мы хотим, чтобы водители пришли к осознанию этого сами, без принуждения. Сегодня ГАИ проводит в основном разъяснительную работу среди водителей и целенаправленно (!) страховые полисы не проверяет. Только в случае нарушения Правил дорожного движения, во время прохождения техосмотра или регистрации ТС в МРЭО инспектор напоминает водителю о необходимости оформить страховой полис. В ГАИ нет никаких планов и статистики по выявлению незастрахованных водителей. Ввиду того, что сейчас законодательством еще не до конца урегулирован этот вопрос, ГАИ ведет себя исключительно толерантно и водителей не штрафует. Но мы напоминаем, что ответственность за отсутствие полиса ОСГПО существует.

Мнения водителей

Ольга
Ездит на Mitsubishi Outlander

Моя машина приобреталась в кредит, поэтому я обязана страховаться и по КАСКО, и по ОСГПО. Мне кажется, что обязательное страхование необходимо – тогда в случае ДТП все расчеты за ремонт будут производить страховые фирмы, и все будут чувствовать себя спокойно. Но люди боятся, у многих просто не хватает средств на страховку, другие не доверяют страховым компаниям – не верят, что в случае ДТП получат возмещение. И все же я уверена, что люди найдут средства для покупки полиса ОСГПО, и тогда у всех проблем станет меньше.

Стас
Ездит на Skoda Felicia

Застраховал свою гражданско-правовую ответственность дней 20 назад, так как считаю себя законопослушным гражданином. Даже если бы не ввели закон, думаю, рано или поздно я бы все равно застраховался. Но мне было бы значительно спокойнее, если бы я знал, что все участники дорожного движения застрахованы.

Сергей
Ездит на Kia Sephia

Еще не успел купить полис – времени не хватает, но собираюсь. Страховка необходима абсолютно всем – это европейский опыт. Обязательная страховка должна работать. У нас в стране пока еще нет четкой системы, но нужно двигаться вперед. Стоимость полиса тоже смущает, но думаю, она уменьшится, поскольку конкуренция очень высока.

Владимир
Ездит на УАЗ-3151

Застраховал свою ответственность недавно – услышал, что без полиса нельзя пройти техосмотр.

Владимир
Ездит на Opel Vectra

Еще не застраховался и не собираюсь. Я согласен с тем, что нужно иметь обязательную страховку, но ведь пока не налажен механизм возмещения при страховом случае, да и стоимость полиса, думаю, сильно завышена. Я считаю, что в нашей стране она не должна превышать $50. Тогда страховые компании не будут получать сверхприбыли. Если посчитать стоимость страховки, количество владельцев автомобилей и сопоставить эти данные со статистикой выплат, получится слишком большая разница. А куда уходят эти деньги? Страховым компаниям. У меня пока нет желания их финансировать.

Раиса
Ездит на Toyota Corolla

Купила полис автогражданской ответственности недавно, но это не первая моя страховка. Считаю, что это очень важное и необходимое дело. Цена меня не смущает, потому что я пенсионер с большим водительским стажем и страховка мне обошлась в 139 грн. Это я могу себе позволить и теперь езжу спокойно. В 2000 году мне разбили машину, но страховая компания (тогда у меня был полис КАСКО) выплатила всю сумму на ремонт, причем очень оперативно – за две недели. Поэтому данной страховой компании я доверяю.

Валера
ВАЗ-2108

Не застраховался и не имею желания. Я проездил с 1998 года без единой царапины. Сейчас езжу крайне редко, только на дачу. И отдать $50 просто ради того, чтоб кого-то накормить, просто жалко. За эти деньги улучшу состояние своей машины. Думаю, для тех, кто ездит редко, нужно ввести «полисы выходного дня».

Алина
Ездит на Alfa Romeo

Не застраховалась и нет желания. Я не вижу смысла тратить деньги. Даже если бы стоил полис недорого, я бы не стала его покупать. Я уверена в том, что со мной ничего плохого не случится.

Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит Киевский полк ДПС за помощь в организации опроса