X

Семь лет – как новенький

По новой методике расчета убытков после ДТП машины семь лет должны ездить без проблем – вместо поврежденных запчастей на них будут ставить (а страховщики – оплачивать) новые.

По новой методике расчета убытков после ДТП машины семь лет должны ездить без проблем – вместо поврежденных запчастей на них будут ставить (а страховщики – оплачивать) новые.

По новой методике расчета убытков после ДТП машины семь лет должны ездить без проблем – вместо поврежденных запчастей на них будут ставить (а страховщики – оплачивать) новые.

Отныне износ автомобиля после ДТП страховщики будут оценивать иначе. Совместный Приказ Министерства юстиции и Фонда госимущества № 1335/5/1159 «О внесении изменений в Приказ Минюста и ФГИУ № 142/5/2092 «Об утверждении методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств» от 24.11.2003 г.» вступил в силу еще в середине августа. Однако заговорили о нем лишь сегодня. Страховщики утверждают: в первую очередь новая методика улучшит жизнь страхователям КАСКО, поскольку они будут получать больше денег на восстановление машин. Этих средств хватит на покупку новых запчастей к тем автомобилям, для которых детали ранее приходилось искать на «разборках». Владельцам же полиса ОСГПО придется туже: максимально гарантированные государством объемы покрытия ущерба будут все чаще превышаться. А значит – бить по карману неосторожного водителя.

C 21 августа

В части расчета коэффициента физического износа ТС изменились лишь сроки эксплуатации, до истечения которых на машину устанавливают новые детали. Если раньше они составляли два года для всех автомобилей независимо от места производства, то теперь сроки, при которых коэффициент износа равен нулю, – до семи лет для иномарок и до пяти – для автомобилей производства СНГ. При этом одинаковыми остались исключения: пробег авто не должен более чем в два раза превышать нормативный (он указан для каждого автомобиля отдельно в специальных справочниках авто­экс­пертов), на деталях не должно быть следов ДТП, восстановительного ремонта, коррозии или деформации элементов кузова.

Степень износа рассчитывается по-новому – автоматически по всем экспертизам автомобилей с момента вступления в силу новой методики. Дополнительно требовать этого от экспертов не нужно. Юристы отмечают, что это касается экспертиз по делам о страховых случаях, заявления о которых поступили в СК с 21 августа 2009 г. Впрочем, руководитель проекта «Страхнадзор» Тимур Шакиров не исключает, что автомобилисты могут пытаться «перетянуть одеяло» на себя, то есть требовать пересмотра по новой методике всех неосуществленных и даже осуществ­ленных выплат. Однако вряд ли это можно сделать, не обойдя закон. «По-новому степень износа определяется по тем страховым событиям, которые произошли после вступления в силу приказа, т. е. после его публикации в «Официальном вестнике Украины» от 21.08.2009 г.», – говорит директор департамента урегулирования убытков НАСК «Оранта» Татьяна Копаева.

Первоочередное значение методика имеет для расчета ущерба при его возмещении по полису ОСГПО. «Поскольку лимиты на покрытие ущерба по ОСГПО остаются прежними, а ремонт будет дорожать, то покрывать его за счет страховки станет сложнее. Возрастет потребность в покупке полиса добровольного страхования автогражданской ответственности», – отмечает партнер компании «Карпов и партнеры» Сергей Карпов.

Стоимость автомобилей возрастом свыше 7 лет рассчитывается с учетом коэффициента износа по формуле: И=1-Р/Н, где Р – рыночная цена подержанной, а Н – новой машины.

Договор или методика?

В полисах КАСКО преимущество имеют именно договорные условия. «В момент заключения такого договора страхователь выбирает, «с учетом» или «без учета» износа будет определяться ремонт. Если договор составлен с учетом износа и в нем прописаны конкретные расчетные величины износа, то договорные отношения являются первичными и расчет производится согласно условиям договора. Если же в полисе указано, что расчет проводится по методике автотовароведческих экспертиз, это значит, что его будут выполнять по новой методике», – говорит Татьяна Копаева из «Оранты».

По словам начальника управления автотранспортного страхования СК «Провидна» Юлии Очеретяной, новая методика приведет к увеличению сумм выплат по КАСКО и ОСГПО, к увеличению средней выплаты и повышению убыточности страховых портфелей автострахования. Для авто­владельцев, которые получают возмещения, это плюс, поскольку суммы, выделяемые на ремонт, возрастут. Впрочем, это наверняка отразится и на цене полиса. «Страховые компании вынуждены будут пересмотреть свои условия по страхованию КАСКО и, вероятно, повысить тарифы, а также ограничить опции покрытия», – добавляет Юлия Очеретяная в комментарии «АЦ». Однако, по словам партнера юридической компании «Шмаров и партнеры» Александра Нестеренко, стоимость ремонта напрямую не зависит от применения оценщиками новой методики. «В связи с увеличением номинального срока эксплуатации ТС, в течение которого применяется нулевой коэффициент физического износа, возрастает именно расчетная сумма причиненного ему ущерба, а следовательно, увеличится и сумма страховой выплаты», – говорит юрист.

Татьяна Копаева уверена, что для страхователей ОСГПО новая методика не имеет никакого значения: «СТО не считает ущерб с учетом или без учета износа, а лишь определяет стоимость ремонта согласно технологии его проведения, которая утверждена конкретным производителем. Если деталь необходимо заменить, ее заменят и, естественно, установят новую – б/у детали на официальных СТО для этого не используют».

Поскольку новые детали стоят дороже изношенных, лимитов полисов ОСГПО при средних и крупных ДТП может не хватить.

«Тоталов» станет больше

Эксперты прогнозируют, что с принятием новой методики в разы возрастет количество «тоталов». Выплата по полному уничтожению ТС раньше была интересна нечистым на руку менеджерам, которые за счет компании, по сути, выкупали машины, подлежащие восстановлению, а затем, вложив сравнительно немного денег, перепродавали отремонтированный автомобиль. Теперь же любому страховщику при наличии существенного ущерба будет выгоднее свести все к «тоталу». «Стоимость «остатков» автомобиля при оценке будет завышаться. Если вычесть из страховой суммы, заложенной в договоре, предварительные выплаты (при условии, что они были) и завышенную стоимость «остатков», то как раз и получится уменьшенная стоимость возмещения. Но это только в случае, если договором предусмотрена страховка с учетом износа. Иначе новая методика не имеет значения», – говорит Сергей Карпов.

Таким образом, новая методика расчета коэффициента физического износа автомобиля – это прежде всего «головная боль» страховщиков, которым придется больше платить по любым видам страховок. Ведь сегмент авто, износ которых учитывается как нулевой, вырос в 3,5 раза – если раньше это были 1-2-летние машины, то теперь – 1–7-летние. Автомобилистам же только лучше – новые детали можно будет вполне законно, по полису КАСКО, ставить на изрядно подержанные машины. А вот по полису ОСАГО, если, например, неудачно въехать в какой-нибудь семилетний Lexus, лимита выплаты, гарантированного государством, может не хватить. Один из выходов – полис добровольного страхования автогражданской ответственности.

Тимофей Крамарев