X

Сказки про КАСКО

Что повлияет на цену полиса КАСКО в 2011 году?

Что повлияет на цену полиса КАСКО в 2011 году?

Что повлияет на цену полиса КАСКО в 2011 году?

Прогнозы развития рынка автострахования, которые в течение последних месяцев 2010 года делали эксперты, достаточно неопределенные. Главное предсказание аналитиков – резкого роста цен на страховки не предвидится. Более того, многие уверены, что КАСКО подешевеет. Мы проанализировали, какие факторы будут влиять на цену полисов КАСКО в 2011 году.

На протяжении 2010 года тарифы на полисы КАСКО выросли в среднем на 10–15% – сказались убытки от курсового перепада 2008-2009 годов, инфляция, рост цен на бензин. ­­В то же время спрос на них сильно упал, и страховщикам приходилось придумывать различные дешевые программы, ведь одним из главных факторов выбора страховки были невысокая стоимость полиса, «необходимый минимум» услуг, сжатые сроки выплаты. «Многие СК в рек­ламных кампаниях акцентировали внимание на полисах КАСКО, по которым клиент не должен предоставлять справки компетентных органов при размере выплаты, не превышающем определенный лимит», – говорит председатель Правления Страховой группы «ТАС» Дмитрий Грицута. Во второй половине 2010 года активизировалось автокредитование. 2011 год логично продолжит 2010-й: на страховом рынке появятся новые продукты и услуги, направленные на улучшение качества и скорости обслуживания. Страховые компании и банки будут еще больше «обхаживать» автосалоны, чтобы заполучить новых клиентов по страхованию КАСКО», – отмечает г-н Грицута. Высокая конкуренция «добавит» к этому набору требований дополнительные сервисы, инновационность и умение максимально индивидуально подходить к пожеланиям клиента. «Можно предположить, что в 2011 году СК попытаются привлечь клиентов и удержать свои позиции без повышения цен. Не исключено, что те, кто в 2010-м намного повысил цены, будут вынуждены слегка их понизить. Если в прошлом году компании старались больше сегментировать рынок и разрабатывать специальные продукты – КАСКО элит, КАСКО эконом, то в 2011-м они станут искать новые продукты и подходы. Например, мы в феврале планируем запустить в работу web-интерфейс, который позволит производить расчет тарифа и оформлять договора страхования с любого компьютера, который подключен к Интернету», – поведал руководитель отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

Факторы, влияющие на цену полиса КАСКО

играет на удешевление страховки

на удорожание

Возобновление банковского кредитования

По оценкам Лиги страховых организаций, прирост количества страховок, проданных благодаря банковским кредитам, составит 10–15%. Уже в конце 2010 года начали звучать робкие предположения, что к середине 2011-го рынок автокредитования вырастет с 6–10% всех автопродаж до 20–25%, а к концу года вернется на докризисный уровень (40–50%). Для таких прогнозов есть основания: объем депозитов населения в банках достиг показателя середины 2008 года еще в ноябре. А это значит, что уже совсем скоро финансистам нужно будет активно вбрасывать деньги в экономику, чтобы «отбивать» проценты по вкладам. Возобновление этого направления для страхового рынка будет иметь двоякий результат. С одной стороны, у страховых компаний появятся клиенты, и в борьбе за них цены могут снижаться. С другой – «банковская» страховка всегда включает в себя комиссию финучреждения, которая может достигать 25–30%. Более того, зная пристрастие банкиров к «карманным» СК, можно предположить, что тарифы в них будут далеко не самыми привлекательными. Их уровень станет давить на рынок, и некоторые компании могут повысить свои ставки по инерции.

Рост цен на бензин и дизтопливо

В связи с отменой ежегодного транспортного сбора в Налоговом кодексе, вступившем в силу 1 января 2011 года, повысились акцизы на бензин и дизтопливо. Если предположить, что цены на мировом рынке нефти и нефтепродуктов меняться не будут, то из-за акциза стоимость 1 литра топлива увеличится на 30–60 копеек. С одной стороны, транспортная составляющая повысит стоимость обслуживания машин на СТО. С другой – вполне возможны незначительное уменьшение количества автомобилей на дорогах из-за дороговизны топлива, а также более аккуратная езда в целях его экономии. А это будет означать несущественное, но все же сокращение числа аварий.

Рост продаж автомобилей

По оценкам различных автоэкспертов, прирост автомобильных продаж в 2011 году составит от 6 до 20% – 170–200 тыс. машин. Особые надежды возлагают на нормы Налогового кодекса, который упростит продажу подержанных авто, что также положительно скажется на приросте в «новом» сегменте, а к тому же увеличит активность рынка перепродаж. Увеличение реализаций и новых, и старых автомобилей даст возможность страховым компаниям расширить количество новых клиентов, удержать существующих и при этом еще сдержать собственные аппетиты по увеличению тарифов. Впрочем, со вступлением в силу того же Налогового кодекса, усиливающего давление на малый и средний бизнес, может «просесть» коммерческий сегмент. И уже во втором квартале, поняв, что планы продаж автомобилей не оправдываются, страховщики могут повысить ставки, чтобы возместить потери.

Инфляция

Согласно расчетам Кабмина в 2011 году рост потребительских цен должен составить около 8,7%. Однако экономисты считают реальной цифру в 10%. Такое подорожание уже заложили в цену своих услуг СТО, а автопроизводители и дилеры – в стоимость запчастей. Чтобы покрыть убытки от ущерба, нанесенного подорожавшими деталями, страховщики вынуждены будут повышать тарифы.

Допсервисы

Если еще в 2010 году оплата услуг эвакуатора, оказание юридической помощи на дороге или оплата гостиницы в случае аварии вдали от дома были приятным бонусом за дополнительные деньги, то уже в 2011-м отсутствие ряда специальных услуг в базовых страховых пакетах у «приличных» компаний наверняка будет считаться дурным тоном. Все дело в повышающихся требованиях самих клиентов. По словам страховщиков, многие автовладельцы готовы переплатить за гарантию своевременной выплаты. Но при этом такие клиенты требуют и массу дополнительных услуг, уже включенных в эту дорогую страховку. Именно они будут тянуть цены на полисы вверх.

Рост минимальной зарплаты

Закон о Госбюджете на 2011 год предполагает, что минимальная зарплата в стране увеличится с 941 грн. по состоянию на 1 января до 1004 грн. к 1 декабря. Рост небольшой – чуть более 6,5%. Однако, по расчетам правительственных экономистов, средняя зарплата в Украине вырастет на 15% – с 2245 грн. до 2587 грн. Конечно же, в этом росте уже заложены увеличенные доходы страховых агентов, аварийных комиссаров, мастеров на СТО и прочие издержки, которые закладываются обычно в цену страхового полиса.

Увеличение брокерских продаж и через Интернет

Сразу несколько страховых компаний официально заявили, что в 2011-м откроют продажу своих продуктов через сеть Интернет. Еще около десятка собираются это сделать, но пока не уверены, что успеют хотя бы до лета. Реализация полисов с сайтов компаний, а также через различные брокерские компании и агрегаторские веб-ресурсы вполне может удвоиться, что должно уменьшить стоимость страховок. Во-первых, поскольку исключается посредник, це­на полиса, купленного он-лайн, может быть на 10–15% ниже, чем приобретенного «вживую». Во-вторых, клиент может сравнить несколько десятков предложений, то есть появляется высокая конкуренция.

Дифференциация страхователей и автомобилей

Компании и ранее делили машины на «фартовые» и «лузеры», при этом учитывая, какой водитель сядет за руль. В 2011 году такой подход может стать всеобщим, поскольку страховщики уже накопили приличную статис­тику минувших лет по аварийности в разрезе моделей. Не секрет, что самыми высокими обычно являются тарифы на недорогие отечественные машины и спортивные «болиды». И не только потому, что ремонт в обоих случаях может обойтись в половину стоимости автомобиля. Но и потому, что водители и тех, и других авто, как правило, отчаянные лихачи, не проявляющие особого уважения к соседям по трассе. «Немаловажную роль играет так называемый «психологический портрет» водителя той или иной марки/модели – стаж, возраст, пол, профессия, семейное положение, наличие детей», – рассказывает директор управления автотранспортного страхования СК «ПЗУ Украина» Людмила Ясинская. По ее словам, если в начале 2010 года стоимость страховки для Chevrolet Aveo в компании была 7,08% от цены машины, то теперь она составляет 6,16% благодаря сегментированию владельцев этих машин. Для Toyota Corolla тариф снизился с 6,7% до 5,47%.

Аварийность на дорогах и угоны

Общее правило: чем меньше аварий на дорогах, тем ниже страховые тарифы. В 2011 году нам обещают введение «еврорапорта» или «европротокола» – то есть водителям дается возможность самостоятельно оформлять мелкие аварии без ГАИ. Не исключено, что это подвигнет автолюбителей рассчитываться друг с другом без лишних свидетелей. Этому будут способствовать и активно выводимые страховщиками на рынок программы защиты автомобиля «до первого события» (что стимулирует откладывать обращение в СК до первой «серьезной» аварии, а мелкие повреждения покрывать за свой счет), а также высокие франшизы в обмен на недорогие страховки. Что же касается угонов, то согласно официальной статистике ГАИ их количество постоянно уменьшается. А снижение аварийности и уменьшение общего количества угонов будет означать потенциальное удешевление полиса.

Шансы на то, что в 2011 году страховки будут дорожать, и на то, что цены на полисы останутся на прежнем уровне, примерно одинаковые. Однако нужно трезво оценивать вес каждого фактора в нашем условном рейтинге: если стоимость жизни и уровень зарплат станут расти, страховщики вынуждены будут повышать тарифы на автострахование. Хорошо, если это происходит плавно и незаметно.

Тимофей Крамарев