X

Цена на КАСКО зашкалит?

Прошедший год огорчил страхователей увеличением стоимости страховок и уменьшением выгодных предложений полисов с нулевой франшизой. Будут ли­ послабления для автомобилистов в 2010-м? Мнения экспертов разделились.

Прошедший год огорчил страхователей увеличением стоимости страховок и уменьшением выгодных предложений полисов с нулевой франшизой. Будут ли­ послабления для автомобилистов в 2010-м? Мнения экспертов разделились.

Прошедший год огорчил страхователей увеличением стоимости страховок и уменьшением выгодных предложений полисов с нулевой франшизой. Будут ли­ послабления для автомобилистов в 2010-м? Мнения экспертов разделились.

Не очень благоприятные для автовладельцев прогнозы специалистов по автострахованию на 2009 год в большинстве случаев оправдались: с рынка начали уходить «слабые» компании, тарифы пошли вверх вместе с курсом доллара, увеличением стоимости ремонта и средних размеров возмещения. В прошлом году оставшиеся на рынке страховщики активно развивали программы лояльности, пытаясь переманить к себе клиентов, покупающих страховку на кредитный автомобиль. У тех, кто не смог завлечь качеством, появился неоправданный демпинг, который принес только разочарования. В 2010 году страховщи­ки в первую оче­редь ожидают ужесточения условий страхования: автомобилистам придется заплатить за полис больше, а ездить аккуратнее.

Тарифы вырастут?

Опрошенные «АЦ» страховщики считают, что рост тарифов по КАСКО неизбежен, расходятся их прогнозы лишь относительно темпов. «На авторынке наблюдается увеличение цен на услуги по ремонту машин и запчасти. Один из факторов такого роста – желание дилеров заработать на сервисе, поскольку продажи авто резко упали. Думаю, в 2010-м данная тенденция сохранится. Ведь страховые компании вынуждены оплачивать счета дилеров с новыми ценами. Тарифы, безусловно, вырастут», – отмечает начальник управления продаж СК «Основа» Анна Баранова.

В то же время начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «ПРОВИДНА» Юрий Фидасюк говорит, что тарифы увеличатся незначительно: «Большое повышение тарифов чревато «перетеканием» клиентов в более «дешевые» страховые компании. Поэтому, вероятно, работа страховщиков будет направленной: точечное увеличение тарифов по отдельным маркам или группам ТС, сокращение расходов на обслуживание договоров, активизация продаж через офисы страховщиков (без посредников)». Демпинговые тарифы, считает он, останутся преимущественно уделом новичков рынка.

Уже в 2009 году некоторые страховщики ввели надбавки за страхование японских авто, запчасти к которым обходятся дороже европейских, а также отечественных и китайских машин, объективно менее долговечных, чем те же «европейцы». Кроме того, в некоторых компаниях был популярен повышенный коэффициент для малолитражек, поскольку считается, что на них ездят неопытные водители. Теперь такая дифференциация, похоже, постигнет большинство участников рынка.

Или подешевеют?

На уменьшение стоимости полиса можно будет надеяться, если автовладелец согласится на ряд существенных ограничений и сделает исключения из правил страхования. Некоторые страховщики, предлагая низкие цены, будут закладывать их в тарифы без ведома страхователя, поэтому клиентам следует пристально изучать условия таких предложений.
Среди возможных новых ограничений – уменьшение граничного уровня превышения скоростного порога, при котором производится страховая выплата, обязательное использование покрышек по сезону, уменьшение количества случаев, при которых можно не вызывать на место аварии ГАИ, а также сведение к минимуму выплат по повреждениям, нанесенным самостоятельно.

Ужесточение конкуренции на рынке не исключает усиления программ лояльности – будут активизированы продажи через Интернет, программы «до первого страхового события» (с оплатой половины стоимости до и половины – после наступления этого события), а также скидки за пролонгацию договора, безаварийное вождение и единоразовую оплату страховки. Но откровенно демпинговые тарифы должны постепенно исчезнуть с рынка. Ситуация 2009 г. научила людей внимательней относиться к приобретению страховых услуг и их цене. «Потенциальные клиенты стали лучше разбираться в страховании, они спокойнее реагируют на то, что качественная услуга страхования стоит от 8% стоимости автомобиля и больше», – говорит Анна Баранова.

Страховки КАСКО с 0% франшизой будут довольно дорогими и недоступными для многих автомобилистов.

«Ноль» испарится

Одним из самых ожидаемых изменений на рынке автострахования в этом году страховщики называют постепенный уход от безфраншизных страховок. «Безфраншизные продукты будут существовать, но предлагать их, скорее всего, станут не всем клиентам, а только определенной категории – к примеру, владельцам автомобилей премиум-класса или VIP-клиентам», – прогнозирует г-жа Баранова. По ее мнению, постепенно обыденным явлением станут франшизы от 1% стоимости автомобиля, что позволит «поглотить» минимально возможную цену на ремонт – например, покраску небольшой царапины. Хотя, считает эксперт, чтобы переход к франшизным продуктам был не таким резким, на первом этапе сохранятся и франшизы 0,25%, 0,5%, 0,75%. «Очевидно, тарифы по КАСКО при нулевой франшизе будут непропорционально выше тарифов при франшизе, которая предполагает даже минимальное участие клиента в урегулировании убытка», – добавляет начальник управления транспортного страхования СК «Альфа Страхование» Андрей Тупчиенко.

С таким прогнозом соглашается и начальник отдела андеррайтинга СК «НАСТА» Игорь Запорожец. «Если еще год назад по различным причинам (требования банков, пожелания клиентов и т. д.) на рынке сложилась практика продажи полиса с нулевой франшизой, то сейчас, прежде всего по экономическим причинам, все чаще клиенты выбирают полисы с франшизой», – говорит он. По словам эксперта, страховые компании и сами все чаще отказываются страховать машины с нулевой франшизой. «В нашей компании существует запрет на страхование с нулевой франшизой автомобилей стоимостью меньше $15 тыс.», – отмечает эксперт.

КАСКО: дороже или дешевле?

Среди страховщиков существует несколько мнений по факторам, влияющим на цену полиса в 2010 г.

Подорожает

Юрий Фидасюк Начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «ПРОВИДНА»

Сокращение количества ДТП, зарегистрированных в ГАИ, не означает уменьшения числа заявлений в страховые компании. Увеличилось количество событий, на которые ГАИ не вызывают (например, если виновник скрылся). Таким образом, частота событий, в первую очередь по легковым ТС, увеличилась.

Анна Баранова начальник управления продаж СК «Основа»

Сократилось скорее количество смертельных исходов, тяжелых увечий в результате дорожно-транспортных происшествий и число «грубых» нарушений Правил дорожного движения. А «битого железа» осталось практически столько же.

Подешевеет

Олег Сосновский Генеральный директор страховой компании «QBE Украина»

Согласно последним опубликованным данным за последние 12 месяцев количество ДТП сократилось на треть – это огромный показатель, который существенно влияет на тарифы и в какой-то мере компенсирует девальвацию национальной валюты.

Игорь Запорожец Начальник отдела андеррайтинга СК «НАСТА»

Снижение потока кредитных автомобилей имеет и положительный аспект – на дорогах будет появляться меньше неопытных водителей, так как очень часто кредитная машина — первая у автолюбителя. А этот немаловажный фактор может отразиться и на снижении уровня аварийности.

Тимофей Крамарев
Фото автора и Сергея Кузьмича