X

Владимир Романишин: «Страховщикам невыгодно затягивать выплаты»

Интервью с президентом Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

Интервью с президентом Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности действует в Украине больше года, но застрахованных – чуть более 10%. В то же время в России за этот период полисом обзавелись около 60% водителей. Почему так происходит? С этим и другими вопросами мы обратились к президенту Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимиру Романишину.

Владимир Романишин: В России работники ГИБДД проверяют наличие страховки, и штраф за ее отсутствие составляет около 20 долларов. Так что высокий процент водителей, купивших полис, объясняется полным контролем со стороны МВД. В некоторых странах автовладельцы, чтобы уйти от необходимости страховаться, даже снимают машину с учета. А если остановит автоинспектор, то дешевле бросить автомобиль и скрыться – настолько большой штраф. К сожалению, в Украине контроль за наличием полиса на дорогах со стороны ГАИ практически не проводится. Отсюда – результат: полисы покупают только пенсионеры и те автовладельцы, которые уже побывали в ДТП и на себе и своем кошельке ощутили «прелести» выплаты компенсации пострадавшему.

«Автоцентр»: За два года действия закона так и не создана база данных МТСБУ из-за чего автовладельцы не могут воспользоваться бонус-малусом (законопослушные водители не получают скидок, а нарушители могут уйти от необходимости уплаты больших премий страховщикам (См. «АЦ» №13’2006 – прим. ред.). В чем причина?

В.Р.: Если говорить о базе как хранилище информации, то она почти готова. Осталось унифицировать форматы данных, которыми сейчас пользуются различные страховые компании. Но нам нужна база данных как инструмент для обработки информации, которую можно анализировать и делать выводы, чтобы мы с ее помощью смогли рассчитать базовый тариф, коэффициенты. Пилотный проект заработает в сентябре, сейчас мы закупаем необходимое оборудование, серверы. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы страховщики имели доступ к базе данных ГАИ по ДТП, а испекторы, в свою очередь, – к нашей базе. Отсутствие централизованной базы не является препятствием для применения бонуса. Страховщику нужно предоставить справку от предыдущей СК об отсутствии страховых событий.

МТСБУ не имеет полномочий для выплаты возмещений за тех страховщиков, которые отказались это делать.

«АЦ»: Результаты прошлого года показали громадную прибыльность ОСГПО для страховщиков. Судя по вашим высказываниям год назад, это должно было привести к снижению базового тарифа. Но МТСБУ, наоборот, намерено его повысить. На основании чего?

В.Р.: Понятие «прибыльности» страховых компаний и МТСБУ весьма относительное. Собранные в 2005 году премии никоим образом не определяют прибыль страховых компаний. Не по всем делам прошлого года выплачены страховые возмещения, не все страховые случаи еще заявлены. Ведь судить об успехе или неуспехе определенного года можно лишь по прошествии 3-4 лет. Более того, срок обращения к страховщикам по вопросу выплаты возмещения в Украине не ограничен, поэтому компании должны быть готовы к тому, что к ним могут обратиться и через год, и даже через десять лет.

Нынешний тариф позволяет страховщикам работать с минимальной прибылью, при условии, что полисы купили бы все те, кто участвует в дорожном движении.

«АЦ»: Многие водители уже столкнулись с проблемами выплат возмещений как от страховых компаний, так и от МТСБУ. Больше всего их беспокоит затягивание сроков рассмотрения дел, причем не только по вине судов и милиции, но и страховщиков. Почему Бюро не выступило с законодательной инициативой ограничить сроки рассмотрения дел о выплатах?

В.Р.: МТСБУ неоднократно предлагало своим членам установить сумму, к примеру в 5000 гривен, и оплачивать убытки в этом пределе на основании справки ГАИ, не ожидая решения суда. Это значительно упростило и ускорило бы процесс выплаты компенсаций и могло бы снять напряжение в этой сфере. Однако страховщики дожидаются всех документов – расширенной справки ГАИ, решения административного суда и т. д. Но даже по действующему законодательству решение по делу об админнарушении может быть вынесено в суде в течение двух месяцев со дня его совершения. Кроме того, справка из ГАИ приходит с задержкой и в ней иногда отсутствует информация об обстоятельствах ДТП, которая позволила бы страховщику принять решение об ответственности их клиента и таким образом инициировать выплату потерпевшему. Все это влияет на сроки рассмотрения страховщиками дел о возмещении. Если они получат доступ в базу данных о ДТП, то оперативнее будут получать информацию и реагировать на страховые случаи.

Существует еще ряд факторов, в числе которых – действия потерпевших и виновников аварии. Иногда потерпевшие сами не выполняют требования закона, не предоставляют или несвоевременно предоставляют автомобили для осмотра страховой компанией, не прилагают к своему заявлению документы, необходимые для принятия решения. Впрочем, страховщикам невыгодно затягивать выплаты – ведь по закону за это начисляется пеня. (Но только спустя месяц после того, когда будут собраны все необходимые для выплаты документы, исчерпывающего списка которых в законе нет. – Прим. ред.).Что касается выплат Моторным бюро из Фонда защиты потерпевших, то мы стараемся укладываться в сроки. На сегодня выплачено 5,4 млн. грн. по 558 делам. Мы очень скрупулезно относимся к делам, по которым возмещение выплачивается из фонда, поскольку затем мы обращаемся с иском к виновнику ДТП и он обязан вернуть все до копейки.

«АЦ»: Другая проблема выплат – занижение реальной стоимости ремонта страховщиками и МТСБУ…

В.Р.: Для начала надо разобраться, что такое «занижение» и «реальная» стоимость. Является ли «занижением», когда страховая компания установила, что стоимость ремонта и деталей действительно меньше заявленной? И что считать «реальной» ценой детали, если в одном магазине она стоит в 1,5 раза больше, чем в другом, а на рынке – вдвое дешевле? Каждый страховой случай уникален. Двух одинаковых ДТП не бывает, и суммы убытков всегда разные.

С другой стороны, в Моторное бюро обращаются потерпевшие с жалобами на страховые компании. 10 из них – на отказы в выплате, 8 – в связи с заниженной суммой возмещения, более 30 относятся к компетенции Госфинуслуг. МТСБУ не имеет полномочий для выплаты возмещений за тех страховщиков, которые отказались это делать.

«АЦ»: Когда, по вашему мнению, застрахуется большая часть украинских водителей, а проблем с выплатами возмещений от аварий не будет, как за границей?

В.Р.: За границей уже выработан другой менталитет, привычка страховаться и ответственность за отсутствие полиса. Страховой рынок сделал все, что от него зависит, теперь очередь за исполнительной властью. Иначе процесс стопроцентного охвата страхованием украинских автовладельцев может затянуться на 5-6 лет.

Подготовил Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича и Александра Неходы