X

100 в городе – можно!

Статья в «АЦ» о том, можно ли ездить со скоростью 100 км/ч на тех городских магистралях, где «максималка» ограничена знаками 80 км/ч, вызвала большой резонанс. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы привлекли юристов и руководство ГАИ.

Статья в «АЦ» о том, можно ли ездить со скоростью 100 км/ч на тех городских магистралях, где «максималка» ограничена знаками 80 км/ч, вызвала большой резонанс. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы привлекли юристов и руководство ГАИ.

Статья в «АЦ» о том, можно ли ездить со скоростью 100 км/ч на тех городских магистралях, где «максималка» ограничена знаками 80 км/ч, вызвала большой резонанс. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы привлекли юристов и руководство ГАИ.

Напомним, статья «Можно ли ехать быстрее» была опубликована в «АЦ» № 31 за 2009 год. В ней шла речь о том, что в черте города разрешается ехать не быстрее 80 км/ч. В местах, где по умолчанию ПДД регламентирует скорость движения в городе 60 км/ч, допускается ехать до 80 км/ч – такую возможность предоставляет ч. 1 ст. 122 КоАП Украины, согласно которой ответственность наступает только в случае превышения скорости движения более чем на 20 км/ч. На тех же магистралях, где скоростной лимит повышен с 60 до 80 км/ч путем установки соответствующих дорожных знаков, по мнению многих работников ГАИ, также можно ехать не более 80 км/ч. Если же водители превышают этот порог, то некоторые инспекторы привлекают их к ответственности, но уже не за превышение скорости, а за невыполнение требований запрещающего дорожного знака «Ограничение максимальной скорости» (по той же ч. 1 ст. 122 КоАП).

На подобном участке дороги безнаказанно можно ехать со скоростью до 90 км/ч.

Ошибочная трактовка?

Такая трактовка требований КоАП вызвала немало возмущений среди водителей – читателей «Автоцентра». Они считают, что гаишники ведут себя неправомерно. Хотя нужно признать, что не все стражи порядка придерживаются подобных правил. Таким образом, назрела острая необходимость внести ясность в данный вопрос.

По мнению наших читателей, «запасные» 20 км/ч должны распространяться на любые ограничения скорости движения. Некоторые водители утверждают, что, привлекая водителей к ответственности за превышение скорости, лимит которой установлен дорожным знаком, гаишники нарушают основные принципы теории права. В данном случае работники ГАИ должны руководствоваться «частной» нормой права – «превышение водителями ТС установленного ограничения скорости более чем на 20 км/ч», которая выступает таковой по отношению к общей норме – «нарушение требований дорожных знаков» (ч. 1 ст. 122 КоАП). То есть привлекать к ответственности работники ГАИ могут только в том случае, если водитель превысил любой лимит скорости более чем на 20 км/ч.

Так ли это на самом деле, мы выясняли у юристов, специализирующихся на дорожном движении, а также узнали мнение по данному вопросу у руководства Департамента Госавтоинспекции Украины.

Старания не напрасны

Наши старания увенчались успехом: благодаря публикации в «Автоцентре» мы не только подняли актуальную для отечественных водителей проблему, но и добились от руководства ГАИ ее решения: была озвучена единая и официальная позиция по этому вопросу, а также подготовлен и издан соответствующий внутриведомственный документ, подкорректировавший работу инспекторов ДПС.

В частности, руководство ГАИ, посоветовавшись со специалистами в юриспруденции, заявило: несмотря на то, какими средствами регулирования движения установлены ограничения скорости, привлекать к ответственности можно лишь при превышении ее лимитов более чем на 20 км/ч (ч. 1 ст. 122) и 50 км/ч (ч. 3 ст. 122). Более того, на днях в областные подразделения ГАИ была разослана служебная телеграмма из Департамента с соответствующими разъяснениями, касающимися привлечения нарушителей к ответственности за превышение установленных ограничений скорости.

Таким образом, если вас «по старинке» гаишники пытаются наказать за превышение лимита скорости до 20 км/ч, аргументируя это невыполнением требований ограничительного дорожного знака, смело можете оспаривать подобное решение, ссылаясь на официальную позицию руководства ДГАИ.

Мнения юристов

Вадим Володарский Адвокат

Нужно учитывать, что КоАП Украины предусматривает различные составы правонарушений: нарушение требований дорожных знаков, которыми могут устанавливаться любые требования (направления или запрет движения и пр.), и превышение разрешенной скорости движения. КоАП не предусматривает различий в зависимости от того, установлена предельная скорость на конкретном участке непосредственно ПДД или знаком.

В такой ситуации норма о превышении скорости выступает в качестве частной нормы по отношению к общей о невыполнении требований знаков. Принцип, действующий в различных отраслях права: при конкуренции (т. е. возможности применения) общей и частной норм применяется норма частная, то есть регулирующая конкретный вопрос. В нашем случае это норма, предусматривающая ответственность за превышение скорости.

Тот факт, что КоАП не предусматривает ответственности и за превышение скорости менее чем на 20 км/ч, не дает права применять норму, предусматривающую ответственность за другое правонарушение, состава которого в данном случае нет (тем более что нужно учитывать и причины появления в законе положения о том, что превышение менее чем на 20 км/ч не наказывается в соответствии с КоАП).

Андрей Евстегнеев Адвокат

Считаю квалификацию превышения скорости в случае ее ограничения знаком проблемной. Действительно, есть общий состав – «нарушение требований дорожного знака» и частный – «превышение скорости», что, исходя из принципов теории права, говорит о необходимости применения именно частного состава. Однако «принцип применения частного состава» не закреплен в КоАП Украины, в частности, в его главе 4 «Наложение административного взыскания». Соответственно, с его применением на практике могут возникнуть проблемы, ведь рядовые гаишники в подавляющем большинстве не отступают от буквы закона ни на шаг, и более того – часто даже не применяют те нормы, которые «на стороне» водителя. Если Департамент ГАИ действительно «проинструктировал» инспекторов о необходимости применения «частного состава» – на время действия такой инструкции ситуация должна «успокоиться», так как гаишники, как правило, стараются выполнять подобные предписания. Однако телеграмма-разъяснение – не нормативный акт, более того, подобные документы часто отменяются так же быстро, как и появляются. Думаю, что споры о квалификации в таком случае можно полностью устранить либо внесением соответствующих изменений в КоАП (самый надежный вариант), либо хотя бы постановлением Пленума Верховного Суда Украины соответствующего содержания. К слову, именно такими разъяснениями урегулированы вопросы квалификации многих преступлений, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, в частности, относительно «общих» и «частных» их составов.

Эдуард Багиров Правозащитник

Ответственность за превышение водителями ТС скорости движения и нарушение требований знаков предусмотрена ч. 1 статьи 122 КоАП Украины, и нет разницы, какое именно требование данной статьи водитель нарушил. Данная статья не предусматривает различия в дорожных знаках, поэтому невыполнение требований любого из них является нарушением (в равной степени как знака «ограничение максимальной скорости движения», так и «остановка запрещена»).

Если же скорость движения ограничена не знаками, а общим положением ПДД, предусматривающим, что в городе разрешено двигаться не более чем 60 км/ч, то в данном случае ответственность регулируется частным требованием: «превышение водителями ТС установленного ограничения скорости более чем на 20 км/ч» ч. 1 статьи 122 КоАП. В данном случае водителя не привлекут к ответственности, если скорость превышается до 20 км/ч. С какой целью законодатель установил лимит в 20 км/ч – это уже отдельный вопрос. За рубежом превышение скорости на 1 км/ч уже является нарушением.

Увеличение максимальной скорости на некоторых столичных магистралях не возникло с потолка – городские власти и ГАИ сначала изучили такую возможность, а затем определили перечень дорог, где изменение режима движения отрицательно не повлияет на безопасность движения, а также определили максимально допустимую скорость движения, ограничив ее дорожными знаками. Заметьте, именно 80 км/ч, а не 100 или 120 км/ч! А это значит, что езда в городе свыше 80 км/ч – небезопасна.

Закон нужно выполнять, а попытки распространить трактовку о «запасных 20 км/ч» на все случаи жизни исходят от незаконо­послушных граждан, не особо заботящихся о безопасности дорожного движения.

Мнение ГАИ

Сергей Коломиец Начальник ДГАИ МВД Украины генерал-майор

При наложении административных взысканий за нарушения, предусмотренные ст. 122 КоАП Украины, нужно иметь в виду, что в первой части статьи оговорен ряд отдельных видов нарушений ПДД. Один из них – превышение водителями ТС установленного ограничения скорости более чем на 20 км/ч. Таковыми являются как ограничения, обусловленные техническими характеристиками дорог, транспортных средств, правилами буксировки и т. п., так и установленные путем применения соответствующих дорожных знаков в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Другим видом нарушений являются нарушения требований дорожных знаков и разметки проезжей части дорог, которые не касаются ограничений скорости движения, поскольку не входят в состав установления ограничений скорости.

То же касается и третьей части данной статьи, где отдельно оговорены нарушения водителями ТС установленных режимов скорости движения более чем на 50 км/ч.

Таким образом, с учетом требований законодательства к водителям ТС могут применяться меры административного воздействия только в случае превышения ими установленных ограничений скорости, в том числе путем использования соответствующих дорожных знаков, более чем на 20 или 50 км/ч.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото из архива редакции