X

Автогуманитарку ограничат

Правила ввоза автомобилей в Украину вскоре изменятся.

Правила ввоза автомобилей в Украину вскоре изменятся.

Вскоре правила ввоза в Украину автомобилей в качестве гуманитарной помощи изменятся. Проведенный Гостаможслужбой Украины анализ показал, что «гуманитарка» стала еще одним каналом ввоза в нашу страну машин без уплаты налогов.

О расцвете ввоза закамуфлированных под «гуманитарку» автомобилей в обход налогообложения, в частности, свидетельствует одно интересное совпадение. Как оказалось, зарубежными «донорами» (людьми, изъявившими желание передать автомобиль инвалиду в качестве гуманитарной помощи) машин в 70% случаев выступают одни и те же лица. То есть по результатам анализа, проведенного Департаментом мер торговой политики Гостаможслужбы, в Германии, США и Литве проживают четыре человека, которые «бескорыстно» снабжают транспортными средствами две трети украинских инвалидов, стоящих в очередях на гуманитарные авто!

$7 миллионов на «гуманитарку»

Кстати, если проиллюстрировать этот факт цифрами, то суммы получаются немалые. Только в I квартале 2006 года при таможенном оформлении автомобилей в качестве гуманитарной помощи было условно насчитано (то есть не поступило в бюджет в связи со льготным налогообложением) таможенных платежей на сумму 41,04 млн. грн. Это в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если говорить о самих гуманитарных авто, то их в I квартале 2006 года было ввезено в Украину 919 единиц общей стоимостью 6,9 млн. долларов, а это в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Темное прошлое

Нередко для инвалидов ввозятся не бюджетные подержанные «рабочие лошадки», а престижные авто, к тому же не всегда с чистым прошлым. Недавно в адрес Главного управления социальной защиты населения Хмельницкой облгосадминистрации для инвалида был ввезен автомобиль Audi TT, который, по данным НЦБ Интерпола в Украине, пребывает в розыске.

Кроме того, сами граждане, получившие такие машины, неоднократно обращались в Гостаможслужбу с информацией о том, что должны были уплатить посредникам немалые суммы, а это само по себе является нарушением закона «О гуманитарной помощи».

К чему все это приведет?

Учитывая, что такой «гуманитарный» экспорт – это, скорее всего, не пример безмерного человеколюбия, а хорошо организованная схема ввоза в нашу страну транспортных средств c уходом от налогообложения, Гостаможслужба предложила внести ряд изменений в таможенное законодательство Украины.

Кабинет министров Украины в поддержку инициативы Гостаможслужбы принял решение поручить Минтруда и социальной политики, МИДу, МВД, Государственной налоговой администрации Украины, СБУ, Гостаможслужбе проследить процесс предоставления транспортных средств в качестве гуманитарной помощи: от поиска «доноров» и получателей до государственной легализации автомобилей и дальнейшего их целевого использования. Министерства и ведомства должны будут вынести на рассмотрение Кабмина свои предложения относительно ограничения нелегального экспорта авто под видом гуманитарных.

 Кому можно доверять?

По информации Главного Управления социальной защиты населения города Киева, в соответствии с действующим законодательством, управлять гуманитарным автомобилем имеет право только инвалид, получивший его. Если инвалид не в состоянии водить машину по медицинским показаниям, он может передать право на управление только одному человеку – члену своей семьи, постоянно с ним проживающему. В этом случае Главное Управление социальной защиты населения дает справку в МРЭО о необходимости выдачи члену семьи инвалида временного (на 3 года) техпаспорта. Автомобиль, выданный в качестве социального обеспечения, не подлежит отчуждению, о чем указано в техпаспорте, в графе «Особые отметки».

 Мнение  

Олег Назаренко
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров

По моему мнению, существует действенный способ перекрыть канал нелегального экспорта автомобилей под видом гуманитарной помощи. Нужно разрешить отчуждение авто, ввезенных со льготами (продажу, дарение другим лицам, не имеющим льгот), но только с уплатой всех налогов и сборов, предусмотренных при обычной растаможке, – акцизного сбора, ввозной пошлины и НДС. Думаю, такая норма ограничила бы нелегальный гуманитарный ввоз. Кстати, законопроект, содержащий такую норму, уже выносился на рассмотрение минувшей сессии ВР. Теперь мы будем делать это повторно.

Ни в коем случае нельзя повышать порог, ограничивающий объем двигателей гуманитарных авто. Сейчас максимальный объем – 1800 см3. Некоторые депутаты предлагают повысить его до 3500 см3. Я думаю, это в корне неверно. Если кто-то хочет подарить инвалиду гуманитарную 3,5-литровую люксовую иномарку, лучше пусть перечислит вырученные за нее средства в адрес Главного управления социальной защиты населения. А те, в свою очередь, на эти деньги приобретут не один, а несколько автомобилей – более скромных, например «Таврии», которые как раз и выпускаются в модификациях для инвалидов (заболевания опорно-двигательного аппарата). Заодно поддержат отечественного производителя.

Светлана Скрипка
Фото Сергея Орлова

По данным Государственной таможенной службы Украины