X

Дайте другую машину!

Можно ли обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Можно ли обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Консультант
Андрей Евстигнеев. Магистр права

Купила новый автомобиль, но в нем постоянно засоряются топливные форсунки, и через каждые 2 тыс. км мне приходится их чистить. Мастера на СТО говорят, что причина в топливе, на заправке – что машина бракованная. Могу ли я обменять автомобиль, пока он на гарантии?

Алена, г. Донецк

Законом «О защите прав потребителей» (ч. 1 ст. 8) установлено право обменять машину на другую (такую же или аналогичную) при выявлении в ней существенного недостатка. По закону (ст. 1), таковым является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением (в вашем случае – езда на автомобиле), возник по вине производителя (продавца), после устранения проявляется опять по независимым от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из нижеследующих признаков:

4 он вообще не может быть устранен (что, скорее всего, имеет место в вашем случае);4 для его устранения требуется свыше четырнадцати календарных дней;4 он делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором.

Так что если форсунки на вашем авто действительно постоянно засоряются, и после их чистки это явление проявляется вновь по независящим от вас причинам, и засорение не может быть устранено вообще, либо для чистки форсунок требуется более 14 дней, либо засорение делает авто существенно другим, чем предусмотрено договором (уверен – вашим договором вряд ли предусмотрено, что форсунки засоряются каждые 2 тыс. км), то вы имеете полное право требовать обмена машины.

Обменять машину на другую можно при выявлении в ней существенного недостатка.

Продавец имеет право не удовлетворить требование о замене авто, если докажет, что частое засорение форсунок возникает в результате нарушения правил эксплуатации авто или его хранения – в частности, вследствие использования некачественного бензина. Установить причины засорения форсунок, скорее всего, можно только экспериментальным путем. Согласно п. 30 Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, если потребитель и продавец (производитель) не пришли к согласию относительно причин возникновения недостатков, потребитель имеет право требовать направления ТС на экспертизу в испытательные центры и лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Украины. При этом экспертиза проводится за счет продавца или производителя. Если в результате будет доказано, что недостатки возникли после передачи машины потребителю из-за нарушения последним правил и норм, определенных в эксплуатационной документации на автомобиль, требования потребителя удовлетворению не подлежат и он обязан возместить продавцу (производителю) затраты на проведение экспертизы. Как потребитель, так и продавец (производитель) имеют право обжаловать заключения экспертизы в судебном порядке. Замечу, что в подобных случаях решение суда основывается именно на заключении эксперта, так как ответ на спорный вопрос требует специальных технических знаний.