Дорога занята? На тротуар!
Отправляясь с бойцами спецподразделения ГАИ (бывшая «Кобра») в рейд по выявлению нарушений водителями запрета на движение по тротуарам, мы не могли представить, что это «прегрешение» является настолько массовым, а на некоторых участках столичных дорог оно даже стало противозаконной нормой…
Отправляясь с бойцами спецподразделения ГАИ (бывшая «Кобра») в рейд по выявлению нарушений водителями запрета на движение по тротуарам, мы не могли представить, что это «прегрешение» является настолько массовым, а на некоторых участках столичных дорог оно даже стало противозаконной нормой…
В больших украинских городах автомобили потихоньку начинают вытеснять пешеходов с тротуаров, особенно на центральных улицах. Порой, чтобы пройти, приходится лавировать между стоящими машинами. Благо, припаркованные авто не опасны для пеших участников движения. Но нередко самые «умные» водители используют тротуары для объезда затора, возникшего на дороге. Тогда пешеходам приходится буквально выпрыгивать из-под колес автомобиля, на всех парах мчащегося по запретной для движения части улично-дорожной сети. А если по тротуару идут пожилые люди, дети или мама с детской коляской – опасность растет в геометрической прогрессии. Примеров, когда машины травмируют пешеходов на тротуаре, очень много.
В засаде
Один из таких проблемных участков в столице – Владимирский спуск. Именно туда мы и отправились с бойцами спецподразделения на совместное патрулирование. Здесь в часы пик регулярно образуются заторы от улицы Петра Сагайдачного до Европейской площади. Утром – тянучка в сторону центра, а вечером – на Подол. Наиболее «продвинутые» водители, которым некогда послушно и медленно двигаться в потоке, выезжают на тротуар и, лихо объезжая своих коллег, мчатся туда, где заканчивается затор. Как правило, это машины с большим клиренсом – внедорожники и «паркетники», которым легко взбираться на высокие бордюры и съезжать с них. Хотя иногда подобное проделывают и владельцы «гражданских» автомобилей.
Во время патрулирования движение на Владимирском спуске было очень плотное, но все же тянучка возникла именно в сторону центра. Долго мерзнуть нам не пришлось – первый нарушитель не заставил себя ждать. Это был черный Hyundai Tucson. Общаться с нами нарушитель наотрез отказался.
Береги спину!
Мы стояли возле патрульной машины на тротуаре на спуске в сторону Подола, а один из инспекторов, фотографы и операторы ловили нарушителей, движущихся на подъем в центр. Через поток транспорта высматривали очередного нарушителя, как вдруг кто-то крикнул: «Берегись!». Обернувшись, увидели громадный внедорожник Lexus LX570, мчавшийся прямо на нас. Никто не ожидал, что за спиной по тротуару будет ехать автомобиль, поэтому все инстинктивно расступились. Не среагировал и второй гаишник, который в это время оформлял в машине протокол, – он успел только посигналить вдогонку обнаглевшему нарушителю. Под лобовым стеклом «джипа» красовалась какая-то «ксива» с желто-голубым фоном. Водитель данного автомобиля двигался по тротуару очень уверенно – явно он делал это не впервые.
Продолжая патрулирование после случившегося, мы время от времени оборачивались, стараясь контролировать ситуацию и за спиной. К счастью, подобный инцидент не повторился.
Что делать?
Часа за два работники спецподразделения остановили и привлекли к ответственности четверых любителей тротуарной езды. Хотя реально их было больше. Когда оба гаишника были заняты оформлением админпротоколов и беседой с остановленным водителем, от наказания ушло как минимум еще три-четыре человека. Такое количество нарушителей – неоспоримое свидетельство того, что этот участок действительно проблемный. И, как заверили стражи порядка, подобных мест в Киеве хватает.
Впрочем, по нашему мнению, бороться с данной проблемой нужно иначе – ведь на каждом участке не выставишь патруль ГАИ, да и не рационально таким образом использовать сотрудников. Самый простой способ – поставить ограждение, которое не позволит автомобилям заезжать на тротуар. Более дорогой – оборудовать проблемные места видеокамерами, которые бы автоматически фиксировали нарушения. Хотя на сегодня данный метод не даст нужного эффекта – суд запретил выносить постановления о наложении штрафа без участия нарушителя по причине ненадлежащего обеспечения защиты информации, полученной при помощи автоматических средств фиксации нарушений. Правда, законы, позволяющие применять автофиксацию, никто не отменял и вопросы обеспечения защиты информации – временные.
Таким образом, проблема езды по тротуарам вполне решаема, главное только, чтобы на нее обратила внимание столичная власть…
*За движение по тротуару нарушителю грозит штраф 255–340 грн.* Если же он создал для пешехода аварийную ситуацию, вынудив его принять меры для обеспечения безопасности, – штраф 680–850 грн. или лишение прав на 6–12 месяцев**.
* Ст. 122 ч. 1 КоАП Украины
** Ст. 122 ч. 4 КоАП Украины