ГАИ запретили прятаться
Министерство внутренних дел издало распоряжение, которым обязало сотрудников ГАИ изменить принципы несения службы. Теперь нельзя фиксировать нарушения из кустов, вести контроль скорости с «гражданских» машин, штрафовать водителей, нарушивших правила по причине дорожных дефектов. Как же оно выполняется?
Министерство внутренних дел издало распоряжение, которым обязало сотрудников ГАИ изменить принципы несения службы. Теперь нельзя фиксировать нарушения из кустов, вести контроль скорости с «гражданских» машин, штрафовать водителей, нарушивших правила по причине дорожных дефектов. Как же оно выполняется?
Распоряжение № 466 «Об организации работы подразделений ГАИ по профилактике правонарушений с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи» подготовлено МВД Украины в конце прошлого месяца. Это реакция на критику в СМИ, в том числе и в «Автоцентре».
Теперь в «письме счастья» не одна, а три-четыре фотографии нарушения, что должно исключить возможность ошибочной фиксации ТС, не превышавшего скорость движения. |
Как нести службу
Работа сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ при контроле скорости движения с использованием средств фото- или видеофиксации нарушений теперь четко регламентирована. При подобном патрулировании сотрудники обязательно должны быть в форменной одежде, с нагрудным знаком и нести службу только на служебном транспорте. При этом гаишники не должны размещаться в местах, закрытых для глаз участников дорожного движения (в зеленых насаждениях, за объектами дорожного сервиса и т. п.). Проще говоря, люди в штатском и на частной машине не будут фотографировать из кустов нарушения с помощью «Визира».
Патрульным запретили контролировать скорость движения сразу же за знаками, ограничивающими максимальную скорость, и на въездах в населенные пункты. Теперь гаишники могут стоять не ближе, чем за 1 км от знаков, обозначающих их начало, или ограничивающих скоростной режим. Это исключит штрафы за превышение скорости, если водитель не успел ее снизить.
Отныне в обязанность гаишников, работающих с радаром «Визир», входит фотографирование их служебного автомобиля с привязкой к местности, на которой ведется контроль скорости движения транспортных средств. Фото они обязаны делать каждый раз перед началом работы с данным радаром. Это поможет гаишникам подтвердить свою правоту в суде при попытке нарушителя опротестовать вынесенное ими постановление: фотосъемка подтвердит, где именно они несли службу в каждом конкретном случае.
ГАИ рекомендует местным властям на магистральных дорогах населенных пунктов установить знаки, разрешающие двигаться со скоростью до 80 км/ч.
Как оформлять
Появилось четкое требование по процедуре оформления штрафа за превышение скорости движения, зафиксированное радаром «Визир». В данном случае в «письме счастья» должно быть не менее 3-4 фотоснимков, где четко видны место и время нарушения, а также автомобиль, превысивший скорость. Другими словами – сомнений в том, что на данной скорости двигалось именно это транспортное средство, быть не должно.
С целью профилактики нарушений ПДД МВД уполномочило гаишников устанавливать на улицах и дорогах муляжи приборов фото- и видеофиксации нарушений. Более того, чтобы водители не запомнили эти места, не реже одного раза в неделю будет проводиться «передислокация».
При составлении постановления о взимании штрафа стражи порядка должны строго придерживаться требований статей 33 и 34 КоАП Украины. Важно помнить, что при этом они обязаны учитывать характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение и обстоятельства, смягчающие ответственность. К ним, например, относится совершение нарушения под влиянием сильного душевного расстройства, тяжелых семейных обстоятельств, а для женщины – беременность или грудной ребенок. Могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства, не предусмотренные Кодексом. В данном случае работники ГАИ не должны применять максимальную меру взыскания. Практически новым можно назвать требование к сотрудникам ГАИ не документировать нарушения ПДД, совершенные по причине плохого состояния дороги (выезд на встречную полосу для объезда препятствия, ям и т. п.). А как же сложно раньше было втолковать инспектору, почему, например, поворачивал направо не с крайней правой полосы, густо усеянной выбоинами!
Знаки и скорость
ГАИ поручено вместе с дорожниками провести ревизию всех дорожных знаков 3.29 «Ограничение максимальной скорости» и письменно обосновать целесообразность их применения в каждом конкретном случае. Знаки, которые необоснованно ограничивают скорость, подлежат демонтажу.
С учетом требований п. 12.8 ПДД Госавтоинспекции рекомендовано выйти с предложением к владельцам улично-дорожной сети повысить максимальную скорость на магистральных улицах населенных пунктов до 80 км/ч с установкой соответствующих дорожных знаков.
ГАИ совместно с представителями местных органов власти на участках дорог, проходящих через населенные пункты, надлежит определить возможность замены дорожных знаков 5.45/5.46 «Начало/конец населенного пункта» (где максимальная скорость, как в городе, – 60 км/ч), знаками 5.47/5.48 «Начало/конец населенного пункта» на синем фоне (максимальная скорость, как на загородной дороге).
Кроме того, Госавтоинспекция должна обратиться с инициативой к местным властям по обеспечению финансирования в части внедрения современных приборов автоматической фиксации нарушений за счет средств, которые поступают в местные бюджеты от уплаты штрафов за нарушения ПДД.
Как отстаивать мнение
В последнее время участились случаи отмены в судах постановлений о штрафах, выписанных на основании съемки радаром «Визир». В связи с этим Министерство внутренних дел обязало Госавтоинспекцию организовать юридическое сопровождение каждого такого дела. Руководству Госавтоинспекции поручено обеспечить соответствующую подготовку работников, принимающих участие в судебных слушаниях, в области нормативно-правовой базы использования радара «Визир», а также его технических характеристик и возможностей.
Мнение
Сергей Коломиец Начальник ДГАИ МВД Украины генерал-майор милиции Во исполнение Распоряжения МВД № 466 Госавтоинспекцией разработан образец дорожного знака, информирующего, что на данном участке ведется автоматическая фиксация нарушений ПДД. В ближайшее время такие знаки начнут появляться по всей стране. Госавтоинспекция уже закупила и штативы для доукомплектации ими «Визиров». Скоро вообще нельзя будет увидеть работника ДПС, контролирующего скорость этим прибором с руки. В частности, на улицах Киева можно наблюдать, как радар, закрепленный на штативе, фиксирует нарушения скорости, а гаишники, несущие патрульную службу, пресекают остальные нарушения ПДД. Определены и сотрудники, которые будут обеспечивать юридическое сопровождение спорных дел по нарушениям правил, зафиксированным с помощью «Визира». Проводится проверка обоснованности установки дорожных знаков, ограничивающих максимальную скорость, и демонтаж тех, наличие которых признано нецелесообразным. Выполняются и другие требования, указанные в Распоряжении № 466. Просим участников дорожного движения сообщать о фактах несоблюдения требований данного документа работниками дорожно-патрульной службы по областным телефонам горячей линии или ДГАИ: (044) 272-46-59. По каждому из таких фактов будут проведены служебные проверки, а виновных привлекут к дисциплинарной ответственности.
Андрей ЕвстигнеевАдвокат адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев» Несмотря на вопрос о юридической правомерности Распоряжения № 466 (согласно «Положению о МВД» последнее имеет право издавать приказы, а о распоряжениях не упоминается), считаю принятие этого документа позитивным явлением для водителей. Так, Распоряжение содержит определенные ограничения по составлению протоколов и вынесению постановлений по админправонарушениям ПДД (например, если их причиной стало плохое качество дорожного покрытия либо нет полноты доказательств вины водителя). В общении с инспектором советую напоминать о наличии данной нормы и, соответственно, указывать на неправомерность его действий. Распоряжение можно использовать, в частности, при обжаловании действий гаишника перед его начальством, которое, как правило, заинтересовано в исполнении ведомственных актов МВД. Кроме того, о нарушении указанных норм можно упомянуть в жалобах на работников ГАИ в прокуратуру. Результатом может быть как отмена постановления по админнарушению (или его невынесение), так и привлечение конкретного инспектора к ответственности. Считаю нелишним ссылаться на Распоряжение и при судебном обжаловании действий и актов ГАИ по админправонарушениям ПДД.