Грядут большие перемены
Скоро штрафы за нарушения ПДД могут вырасти почти в 100 раз, причем выписывать квитанции будут инспекторы ГАИ на месте нарушения. Эти и многие другие малоприятные сюрпризы подготовлены новым законопроектом, призванным повысить безопасность движения. |
Две недели назад мы уже писали, что Президент Виктор Ющенко направил в Верховну Раду Украины законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся усовершенствования регулирования взаимоотношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Этот документ с грифом, требующим безотлагательного и первоочередного рассмотрения, сегодня находится в профильных комитетах, после чего его внесут в парламент на первое чтение; затем ожидаются доработки и второе чтение. Так что при самом благоприятном раскладе новый закон могут принять где-то через месяц.
Предлагается внести изменения в Кодекс Украины «Об административных правонарушениях», Земельный и Бюджетный кодексы, Законы Украины «О милиции», «О дорожном движении», «О рекламе», «О перевозке опасных грузов», «Об обязательном страховании». Но самые существенные изменения предполагают внести в Административный кодекс.
Штрафы – в 100 раз выше!
Нововведения в КоАП, прежде всего, должны повысить ответственность участников движения за нарушения ПДД. Предлагается существенно – по некоторым нарушениям практически в 100 раз – увеличить штрафы (см. сравнительную таблицу).
| |
Планируется, что в большинстве случаев административные взыскания за нарушения ПДД будут налагаться работниками ГАИ непосредственно на месте. Они сами будут определять, какую именно сумму (минимальную или максимальную) из предлагаемой КоАП «вилки» штрафов по каждой из статей должен заплатить нарушитель. Ожидается следующий порядок: при выявлении нарушения инспектор составляет административный протокол и выписывает квитанцию, по которой необходимо уплатить штраф в банковском учреждении. Если же нарушитель не согласен с выводами сотрудника ГАИ (что он обязательно должен указать в админпротоколе), дело передается в суд.
В компетенции судов останется и рассмотрение дел по тем статьям КоАП, которыми предусмотрено лишение права управления транспортными средствами или наложение крупных денежных штрафов.
Чтобы решения судов эффективно выполнялись, предполагается предоставить работникам ГАИ право изымать водительские удостоверения в тех случаях, когда лишение права управления ТС предусмотрено определенной статьей КоАП. Если суд постановил лишить нарушителя прав, удостоверение останется в ГАИ на определенный служителями Фемиды срок. Если дело ограничится штрафом, то водитель сможет забрать свои «корочки», предъявив в соответствующее подразделение Госавтоинспекции оплаченную квитанцию вместе с копией решения суда. А если человека оправдают, то есть вынесут решение, что правонарушения не было, административное дело закроют и права возвратят.
Если законопроект примут, работник ГАИ сможет задерживать водительское удостоверение до решения суда. | Законодатели собираются пресечь моду закреплять номера в перевернутом состоянии – эксплуатацию таких ТС будут запрещать путем изъятия талона ТО. |
Планируется также предоставить возможность работникам ГАИ временно задерживать транспортное средство путем блокирования колес или доставки его на штрафплощадку. Это допускается в следующих случаях: эксплуатация неисправной, незаконно переоборудованной или не прошедшей техосмотр машины; номера агрегатов не отвечают записям в регистрационных документах; наличие незаконно установленных спецсигналов; возникновение ДТП; управление ТС без документов или в нетрезвом состоянии; нарушение правил перевозки опасных грузов и движения на крупногабаритных ТС.
Не копите баллы!
Одно из самых необычных планируемых нововведений – учет систематических нарушений ПДД. Суть его в том, что параллельно с наложением штрафов будут начислять штрафные баллы (подобная практика широко распространена за рубежом). Для этого в КоАП предусмотрят отдельную статью (1251), в которой появится термин «систематическое нарушение», подразумевающий «нарушение ПДД лицом, которому на протяжении года было насчитано тридцать и более штрафных баллов». Ответственность за подобную недисциплинированность строгая – лишение права управления сроком от 6 месяцев до 3 лет! Причем заработать 30 баллов не так уж сложно – например, стоит всего лишь трижды превысить скорость более чем на 50 км/ч. Штрафные баллы, начисленные за определенное нарушение, считаются погашенными, если с момента его совершения прошел один год. Учет начисленных штрафных баллов планируется осуществлять с помощью автоматизированной системы «Админпрактика», а на начальном этапе будут делать записи в талон предупреждений.
| |
Если водитель опротестует решение гаишника в суде, где примут решение об отмене административного взыскания, то соответствующее подразделение ГАИ в течение 10 дней должно внести сведения об упразднении штрафных баллов в систему «Админпрактика» и в талон предупреждений.
Примут и систему стимулирования своевременной оплаты штрафов – если нарушитель в течение 15 дней с момента вручения ему постановления о наложении взыскания уплатит штраф и предъявит квитанцию в ГАИ, с него снимут 2 штрафных балла.
Все учтено
Планируется наказывать и за превышение скорости более чем на 50 км/ч (штраф 136–170 грн. и 10 штрафных баллов).
Оставление места ДТП – нарушение очень серьезное: например, если из-за этого пострадавшим своевременно не окажут медицинскую помощь, последствия могут быть для них трагическими. Поэтому данное нарушение пропишут отдельной статьей (1223), предусматривающей штраф 272–340 грн. и начисление 21 штрафного балла или лишение права управления ТС на 1–3 года.
Задержание и доставка на штрафплощадку транспортных средств, эксплуатация которых запрещена, предусмотрят не только в КоАП, но еще и пропишут в правах работников милиции (ст. 11 Закона «О милиции»). Кроме того, в данном законе зафиксируют, что в помещениях и на территориях органов и подразделений милиции запрещается организация деятельности субъектов хозяйствования независимо от формы владения и рода их деятельности.
| |
Остался долг – жди проблем
Законом предлагается любопытнейшая норма – владельцам ТС или лицам, эксплуатирующим таковые по доверенности и на основании временного регистрационного талона, могут отказать в проведении регистрации/перерегистрации или техосмотра, если выяснится, что согласно базам данных ГАИ за ними числится задолженность по уплате штрафов за нарушения ПДД. Допустят к проведению вышеупомянутых процедур только после того, когда человек погасит все задолженности и предъявит в МРЭО соответствующие квитанции. Более того, чтобы должнику было некуда деться, работникам ГАИ предоставят право блокировать колеса его автомобиля или же доставлять ТС на штрафплощадку!
Монополию ГАИ в проведении техосмотра позволит исключить еще одно нововведение – теперь проводить проверку техсостояния транспортных средств смогут не только станции диагностики Госавтоинспекции, но и другие субъекты хозяйствования, получившие соответствующие разрешения.
Эксплуатацию ТС планируют запрещать путем изъятия талона о прохождении ТО. Подобная мера предусматривается в следующих случаях:
нарушены требования, касающиеся переоборудования ТС; | |
нарушены правила порядка установки и использования спецсигналов; | |
выявлены технические неисправности и несоответствия требованиям правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности движения (в том числе закрепление номерных знаков в неустановленных местах, а также если они закрыты, загрязнены, не освещены или перевернуты); | |
неукомплектованность ТС соответственно назначению. |
Бюджет, реклама и прочее
В Бюджетный кодекс Украины предлагается внести норму, позволяющую делить средства, полученные от уплаты штрафов за нарушения ПДД, поровну между государственным бюджетом и бюджетами органов местного самоуправления.
В Законах «О рекламе» и «Об автомобильных дорогах» четко укажут требования к размещению рекламы. Так, например, на дорогах государственного значения ее запретят устанавливать на расстоянии ближе 50 метров от края проезжей части, а в населенных пунктах – менее 5 метров. Нельзя будет размещать рекламу и на пешеходных дорожках, аллеях, над проезжей частью дорог и улиц, на ТС, перевозящих опасные грузы. Кроме того, запретят использовать транспортные средства как передвижные рекламные конструкции.
В Законе «Об автомобильном транспорте» собираются прописать норму, запрещающую применять переоборудованные грузовые ТС для перевозки пассажиров.
| |
| |||||||||||
| |
Ответственность за наиболее распространенные виды нарушений ПДД |
|