X

Карбюратор – вне закона?

Экологические нормы Евро 2 в Украине вступают в силу с 1 января.

Экологические нормы Евро 2 в Украине вступают в силу с 1 января.

С 1 января 2006 года автомобили, выхлоп отработавших газов которых не отвечает нормам Евро 2, не будут пропускаться на таможенную территорию Украины. Спустя полгода запретят регистрацию в МРЭО всех экологически «грязных» легковушек и автобусов. Как это отразится на отечественном авторынке?

Требование ввозить и регистрировать в нашей стране только автомобили, которые отвечают экологическим нормам Евро 2 и более жестким, содержится в Законе «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств», принятом Верховной Радой еще 6.07.2005 г. Закон вступил в силу 28.07.2005 г., а положения по запрету ввозить и регистрировать «грязный» автотранспорт – 1 января 2005 г. Впрочем, этот документ содержал неточности, не учитывавшие некоторые особенности отечественного авторынка. Поэтому уже 30 ноября депутаты приняли ряд поправок к нему в Законе «О некоторых вопросах ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины». Если Президент успеет подписать данный закон до Нового года, ввозу в нашу страну и регистрации ряда автомобилей будет дан «красный свет».

«Грязные» машины не пропустят

С 1 января 2006 года первая регистрация транспортных средств проводится только в том случае, если они соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро 2. Требование распространяется на ввезенные в страну автомобили, которые предназначаются для свободного использования, в том числе разукомплектования на запчасти. Машины, которые следуют транзитом через Украину либо ввозятся гражданами, переезжающими в нашу страну на постоянное место жительства, могут и не отвечать данным нормам.

Новый закон в случае вступления в силу установит три даты, после которых ввоз и регистрация в МРЭО определенных транспортных средств будут запрещены (см. таблицу). С 1 января 2006 г. это будет распространяться на новые и подержанные легковые автомобили, автобусы, а также тракторы для перевозки полуприцепов. Впрочем, есть и исключения. Если машину ввезли или произвели в Украине до Нового года, ее можно будет поставить на учет в ГАИ в течение всего I полугодия 2006-го. До 1 июля можно также поставить на учет автомобиль, который изготовлен в Украине и имеет действующий сертификат соответствия, выданный не позже 31 декабря 2005 года. Для грузовиков и спецтехники срок ввоза и регистрации закончится 1 января 2007 года.

Что запретят продавать?

Требованиям Евро 2 не отвечают все автомобили, оборудованные карбюраторными двигателями, а также инжекторными без катализатора. Соответствие нормам Евро 2 каждой машины, перемещаемой через государственную границу Украины или изготовленной в нашей стране, будет подтверждаться сертификатом либо другим документом, выданным согласно украинскому законодательству. Речь идет о большинстве подержанных автомобилей, изготовленных более десяти лет назад в Европе или Японии, а также российских вплоть до 2005 года выпуска. Из новых стандартам Евро 2 не отвечают ВАЗ-2107, ВАЗ-21043, ВАЗ-21213, «Сенс», ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-1103, а также ряд грузовиков и автобусов с карбюраторами или дизелями (среди которых – продукция «КрАЗа», «ГАЗа», «КАМАЗа», «ПАЗа», «УАЗа», «БАЗа», «Богдана» и др.).

По словам заместителя генерального директора Кременчугского автосборочного завода Вадима Шкарупина, срок действия сертификатов соответствия на карбюраторные машины, выпускаемые этим предприятием, заканчивается в феврале 2006 года. Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля говорит, что автозаводы, входящие в корпорацию, располагают сертификатами соответствия до начала второго полугодия 2006 года. До этого же срока сертифицирована продукция «ЗАЗа». Таким образом, отечественные предприятия смогут выпускать карбюраторные автомобили, которые можно будет реализовывать и ставить на учет в МРЭО вплоть до 1 июля 2006 года.

На Lada «девятого» и «десятого» семейств, «Волги», легковые УАЗы, Daewoo и Chevrolet, Skoda, VW, Hyundai и Kia, производимые в Украине, а также на импортированные иномарки устанавливают двигатели, соответствующие Евро 2 и выше. Существуют также модификации «классических» ВАЗов, оснащенные инжекторными двигателями с катализаторами, отвечающими требованиям Евро 2, но они стоят значительно больше, чем карбюраторные версии. Например, специалисты корпорации «АИС» прогнозируют, что модели с инжекторами и катализаторами будут на 10 – 15% дороже карбюраторных, что для ВАЗов составляет $500 – 1000. По информации пресс-службы корпорации «УкрАвто», цены на «Таврии» и «Славуты» вырастут примерно на 200 – 400 долларов.

Большинство отечественных производителей, которые сегодня не выпускают экологически чистых машин, готовы делать транспортные средства, отвечающими нормам Евро 2, некоторые будут готовы через определенное время. Исполнительный директор «ЛуАЗа» Евгений Котяк говорит: «В случае вступления в силу нормы Закона, касающегося запрета регистрации ТС, не отвечающих нормам Евро 2, автобусы и грузовики будут производиться в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом Евро 2». В частности, корпорация «Богдан» уже выпускает такие автобусы для России, а для Чехии – и соответствующие Евро 3. Кроме того, на «ЛуАЗе» перешли на выпуск инжекторных «Нив» ВАЗ-21214 вместо карбюраторных, освоили производство «десяток» с системой впрыска топлива и катализаторами. На «ЗАЗе» и сегодня строят модификации «Таврии» и «Славуты» с 1,3-литровым инжекторным двигателем и катализатором.

Если закон, принятый 30 ноября, вступит в силу до Нового года, у купивших карбюраторные автомобили еще будет время, чтобы поставить их на учет. А вот ввезти такую машину из-за рубежа уже не получится.

 Сроки запрета ввоза и регистрации транспортных средств
Вид транспортных средствПодержанные и новые импортныеВвезенные или изготовленные в Украине до 31.12.2005Сертифици- рованные до 31.12.2005
Легковые автомобили, автобусы1.01.20061.07.20061.07.2006
Грузовые и спецавтомобили1.01.20071.01.20071.01.2007

Возраст – не помеха

Законом «О некоторых вопросах ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины» предусмотрено, что предельный возраст транспортных средств, ввозимых в нашу страну, не может превышать 8 лет с момента изготовления (кроме временного ввоза, транзита и ввоза гражданами, переезжающими сюда на постоянное место жительства). Впрочем, через 5 лет после вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) данная норма будет отменена, и можно будет ввозить машину любого возраста. Исходя из того, что наша страна может быть принята в ВТО не ранее 2006 года, отмену возрастных ограничений стоит ждать не ранее 2011 года. Впрочем, в законе ни слова не сказано о снижении налогов, хотя членство в ВТО предполагает снижение ввозных пошлин. Уже сегодня из-за высоких ставок акцизного сбора и таможенной пошлины ввоз легковушек старше 5 лет становится невыгодным. Таким образом, отмена возрастного ограничения может быть лишь формальностью, которая не дает реальной возможности ввозить машины старше восьми лет.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка