Кодекс на колесах

0

Налоговый кодекс, вступающий в силу с 1 января 2011 года, не содержит абсолютно неожиданных новшеств – все они давно обсуждались законодателями. Сегодня мы проанализируем налоги на основании официального текста НК, подписанного Виктором Януковичем и опубликованного на сайте парламента, которые уже точно будут взиматься с нового года.

Налоговый кодекс, вступающий в силу с 1 января 2011 года, не содержит абсолютно неожиданных новшеств – все они давно обсуждались законодателями. Сегодня мы проанализируем налоги на основании официального текста НК, подписанного Виктором Януковичем и опубликованного на сайте парламента, которые уже точно будут взиматься с нового года.

Транспортный сбор, прощай окончательно!

В место транспортного сбора, который владельцам частных легковушек приходится платить при первой регистрации, а также раз в два года при прохождении ТО, в стране останется один налог – сбор при первой регистрации автомобиля в Украине. Ставки на новые машины по сравнению с предыдущими изменились незначительно (среди новшеств – градация автомобилей по литражу свыше 3,5 литра). Зато для автомобилей, которые впервые регистрируются как подержанные (то есть ввезены б/у из-за границы), ставки увеличиваются, причем для машин возрастом свыше 8 лет они в 40 раз больше, чем для новых автомобилей. Таким образом, ввозить машины данного возраста стало экономически невыгодно.

Ставки сбора при первой регистрации

ТС

Объем, см куб.

Было

Будет

 

 

Ставка, грн. за 100 см куб.

Ставка, грн.
за 100 см куб.

Мотоциклы

До 500

9

3

501-800

5

5

801+

10

10

Легковые авто

До 1000

3

3

1001–1500

4

5

1501–1800

5

7

1801–2500

10

10

2501–3500

25

25

3501–4500

40

40

4501–5500

40

45

5501–6500

40

55

6501+

40

60

Автобусы и микроавтобусы

 

5

5

Трактора

 

2,5

2,5

Грузовики

До 8200

15

15

8201–15000

20

20

15001+

25

25

Коэффициенты для подержанных ТС

 

В зависимости от возраста и типа ТС

До 8 лет – х 2, бо­лее 8 лет–х 40

Здравствуй, дорогой бензин!

Было бы наивно полагать, что миллиарды гривен транспортного сбора не компенсируются из другой части бюджета или из кармана налогоплательщиков. Украина в новом Налоговом кодексе руководствовалась принципом, действующим во многих странах ЕС, – кто больше ездит, тот больше платит за ремонт и реконструкцию дорог, покупая бензин с надбавкой, заложенной в увеличившемся акцизном налоге. Правда, если раньше для малообеспеченных граждан (инвалидов, чернобыльцев) существовали льготы по уплате транспортного сбора, то сейчас их нет. По мнению депутатов, данная категория населения не слишком часто ездит на своих автомобилях, то есть заправлять их горючим и, соответственно, платить налог тоже будут меньше, чем все остальные. Другое дело, что повышение акцизного сбора со 132 до 182 евро, в которое и «перекочевал» транспортный сбор, некоторые эксперты называют неадекватным. Ведь новый акциз «добавит» бензину 40–50 коп. с литра, то есть при пробеге в 10 тыс. км в год владелец заплатит 400–500 грн., хотя ранее большинство платило 60–250 грн. Введение акциза на сжиженный газ «подтянет» его стоимость к цене подорожавшего бензина таким образом, что нынешняя ценовая пропорция между этими видами горючего сохранится. Зато сжатый газ не облагается акцизом, поэтому он подорожать не должен.

Чем качественнее дизтопливо, тем меньше на него будет акциз.

Как изменятся ставки акциза

Вид топлива

Было

Будет

Повышение стоимости, грн./литр

 

Сегодняшняя ставка, евро за 1 т

Ставка в Налоговом кодексе, евро за 1 т

 

Бензины

132

182

30-60коп.

Дизтопл. с содерж. серы более 0,2%

65

90

0,035-0,2%

50

69

0,005-0,035%

45

62

Менее 0,005%

30

42

Сжиженный газ

нет

40

Продажа станет проще?

По сравнению с сегодняшней процедурой купли-продажи подержанного автомобиля по новому Налоговому кодексу продавать станет дешевле. До конца 2010 года ставка налога на доходы физлиц при продаже – 15%, кроме первой сделки в году (1% + оформление у нотариуса – 5%). При этом требуется справка ГАИ о первой продаже (около 300–400 грн.), а также автотовароведческая экспертиза (до 500 грн.). Со следующего года все будет проще: все продажи, кроме первой (1%), обойдутся в 5% налога в бюджет. А вот справка ГАИ уже не понадобится, да и оформление договора купли-продажи можно осуществлять как в салоне, так и через нотариуса. Единственное условие оценки – цена автомобиля не должна быть ниже 25% стоимости нового авто. Правда, пока неизвестно, как считать эту четверть, если машину сняли с производства или она не подлежит восстановлению – подобные нюансы должны быть отражены в последующих законодательных актах Кабмина. Еще одна новация для автосалонов, которые занимаются торговлей трейд-ин: налог на добавленную стоимость при повторной продаже машины будет взиматься не со всей цены автомобиля, а только с маржи, которую получает предприятие.

Было

Будет

Продажа автомобиля через салон –15% подоходного налога

Независимо от места продажи с первой сделки – 1%, со следующих – 5% без справок и нотариальной пошлины 5%. Цена – не ниже 25% нового.

Продажа автомобиля самостоятельно – 1% + 5% нотариусу + справка ГАИ о первой продаже + экспертиза. Вторая и последующие продажи – 15%

Тимофей Крамарев

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.