X

«Литовская технология» покупки машины

Часть вторая: после покупки машины


Часть вторая: после покупки машины

Окончание. Начало в предыдущем номере.

Наш корреспондент поставил на себе эксперимент по покупке
и регистрации автомобиля с литовскими номерами. Здесь с небольшими
лирическими отступлениями приводится его описание «процесса».

Итак, в назначенный
день автомобиль прибывает в Киев. При знакомстве с ним появляется холодок
в груди – неужели я теперь буду обладать этим богатством? Автомобиль –
в отличном состоянии, полный фарш и т.д.


Арвидас передает мне ключи, техпаспорт, договор
аренды
автомобиля и доверенность на него (каждый
– в двух экземплярах, один из которых с русским переводом), декларацию
о ввозе автомобиля в Украину и талон литовского техосмотра.
Талон этот все равно потом никто не спрашивал, а зря – я как-то присутствовал
при прохождении техосмотра в Литве. Это почти как в Германии: прошел –
можешь спокойно ездить, не прошел – точно узнаешь что надо чинить.


Вместе с автомобилем Арвидас передал еще две полезные
вещи: сервисную книжку и ксерокопию немецкого брифа
(техпаспорта).


Из сервисной книжки мне стала известна «биография» машины
– пунктуальный немец регулярно обслуживался в фирменном сервисе. Закончилась
книжка всего за 20 тыс. км до того, как автомобиль попал ко мне. А это
– хороший показатель.


Из брифа я узнал, что у машины было всего два хозяина
– один 42-го года рождения, второй 43-го. Не шибко молодые владельцы,
следовательно, к машине относились по-взрослому, бережно. Тоже приятная
мелочь.


Собрав все документы и их ксерокопии
(кстати, полезно это сделать загодя, т.к. в ближайшем с таможней киоске
отксерить одну страницу стоит 50 коп.) я направился в таможню. Было это
в конце сентября. На таможне тогда еще было спокойно и безлюдно. Поставив
машину на специальной площадке таможни, где берут гривню в час, я прошел
сверку агрегатов, о чем получил соответствующую запись на декларации.


Однако первый мой визит в таможню оказался неудачным.
Там меня отправили… на границу за декларацией на мою фамилию.
На мои аргументы, зачем, мол, гнать автомобиль до границы, ведь с документами
все в порядке, последовал «железный» ответ: так положено.


Я не стал особо спорить, так как мне буквально через
две недели надо было выезжать из Украины в командировку и декларацию на
свое имя я смогу получить без дополнительных затрат.


Выезжал и въезжал я на пограничном переходе близ Львова.
Безо всяких проблем получил там декларацию на свое имя. Однако внимательно
рассмотрев ее, я был «приятно» удивлен. Срок действия ее заканчивался
не через 2 месяца, как ранее, а через 10 дней. Дело в том, что въезжал
я после 1-го октября и не знал о введении новых «ПРАВИЛ государственной
регистрации и учета автомобилей», из которых и проистекали эти 10 дней.


Меня это не очень смутило, так как я все равно собирался
сразу же регистрироваться. Но 10 дней будто застряли в мозгах. Поэтому
уже на следующий день по приезде я погнал в таможню. Интересно, что по
дороге туда меня два раза остановили «гаишники», чтобы проверить мои «10
дней». Один по секрету сказал, что «была специальная установка».


Второй «подход» к таможне оказался тоже неудачным, но
гривню за парковку заплатить пришлось. На этот раз меня погнали в литовское
консульство
заверить подлинность договора аренды. Одна радость,
что случилось это в среду, а консульство принимает таких как я только
по средам и пятницам с 11-ти до 12-ти.


В консульство (Киев, Горького, 22) я примчался к началу
двенадцатого и… не попал в очередь. Возле входа тусовалась толпа людей
человек в 50, где мне популярно объяснили, что не я один «попал». Однако
мои переговоры с охранником и работником консульства закончились успешно
и уже через час всего за 20 долларов я стал обладателем штампа консульства
на оригинале моего договора. Для меня осталось загадкой, как за час они
могли проверить его подлинность?


Третий мой подход к таможне (и гривня за парковку) заставил
вспомнить времена застоя. У входа выстроилась «живая» очередь, генерированная
«десятидневкой». Постоять пришлось часа полтора, в течение которых я «поймал»
инспектора и прошел сверку агрегатов.


У инспектора таможни я заполнил «Обязательство» об обратном
вывозе и после уплаты 15 долларов (естественно, гривнями)
взамен декларации и оригинала договора аренды (они попали
в мое «дело») я получил «ПОСВІДЧЕННЯ на реєстрацію транспортного
засобу в органах ДАЇ»
.


С надеждой на то, что «с таможней все», я отправился
в МРЭО по месту жительства (мое находится в Киеве на
Туполева). «Алгоритм» регистрации, который там расклеен повсюду, оказался
не совсем понятным, так как ремонт в их помещениях не позволяет найти
нужные залы 1, 2 и т.д. Поэтому я просто «рыпнулся» в первый же попавшийся
кабинет. Девушка за компьютером объявила мне, что она – «то что надо».
В том смысле, что здесь и есть первый уровень моего лабиринта. У нее я
получил компьютерную распечатку «ЗАЯВИ на тимчасову реєстрацію».


Кроме того, я заметил на столе у девушки стопку чистых
бланков заявлений с просьбой включить в техпаспорт «мого/мою…». Я воспользовался
этим сервисом и попросил включить в техпаспорт жену.


Следующим этапом стала сверка агрегатов
у «инспектора на площадке», который быстро нашел номера двигателя и кузова,
о чем и поставил свою отметку на «ЗАЯВЕ».


Затем последовала диагностика, где всего
за 32 гривни (квитанцию об уплате диагносты изымают и
нет никаких следов о том, что вы их заплатили) три здоровых мужика убедились,
что фары в машине светят, тормоза – тормозят и так далее (практически
никакого инструментального контроля). Их «коронным номером», как я понял,
есть новые требования к аптечке, так как он тут же уличил меня в несоответствии
моей и показал требования.


В результате этой «тщательной» экспертизы я получил «ДІАГНОСТИЧНУ
КАРТУ»
(с записью об аптечке), на основании которой очередной
инспектор поставил в моей «ЗАЯВЕ» очередную пометку.


И вот я у окошка, где многие уже стоят со свинченными
номерами в руках. Я тоже было дернулся снимать, да решил обождать. Очередь
длинная, поэтому я решил пока оплатить требуемые расходы
в кассу (сказали, кассир сама знает, что кому платить).


У кассы я испытал очередной шок. Размеры транспортного
сбора, которые огласили с октября, навеяли мысль: наверное, у нас дороги
скоро будут, как в Германии.


Однако люди у кассы сказали, что можно схитрить и заплатить
за полгода, мол, денег нет, остаток заплачу потом. Как
оказалось, многие вообще платят только за 2 или 3 месяца.


Всего на счет ГУДАЇ я уплатил такие суммы:

55 коп. (временный талон) + 50 коп. (услуги банка);
78.88 грн. (номера) + 1 грн. (услуги банка);
1.52 грн. (техпаспорт) + 50 коп. (услуги банка);
1.02 грн. (сверка агрегатов) + 50 коп. (услуги банка);
2.08 грн. (талон техосмотра) + 50 коп. (услуги банка).

Транспортный сбор N грн. (+ 2 грн услуги банка) я уплатил на счет рай-финотдела
(Примеры: для двигателя 1.4 л N = 63,68 грн., для 2.0 л N = 144,44 грн.,
для 2.9 л N = 526,48 грн., для 6.0 л N = 1089,27 грн.).


Традиционные 15 гривен (+ 50 коп. за услуги банка) пришлось
перевести на счет 000 «Дорога» (Все это удовольствие в случае с моей «двухлитровой»
машиной, не считая ксерокопирования и бензина, обошлось мне в 308
грн. 27 коп. и 35 долларов).


Пока я платил, подошла моя очередь к окошку, где важный
усатый инспектор между затяжками сигареты предложил мне «опять ехать в
таможню», чтобы они написали, какой у двигателя номер. При этом он посочувствовал:
«да я знаю, что нигде в Европе и Прибалтике тоже уже никто не пишет в
техпаспорт номера двигателя. А мы пишем». Мои аргументы, что десять минут
назад их инспектор смотрел на этот номер и записал его – не помогли. Видимо,
милиция таким образом перестраховывается, перекладывая на всякий случай
любую ответственность на таможенников.


И вот мой четвертый визит в таможню (и гривня за парковку).
Хорошо, что собираясь все это написать, я ксерил все бумажки. Оказалось,
что без копии «ПОСВІДЧЕННЯ» мне и в пятый раз пришлось бы посещать таможенников.
Минуя очередь («я уже был, вот и ПОСВІДЧЕННЯ есть») я направляюсь к «своему»
инспектору. Он со знанием дела, видать, я не первый, просто вписывает
номер двигателя в ПОСВІДЧЕННЯ и ставит на запись свой штампик.


При втором подходе к МРЭО мне ровно два часа пришлось
простоять у окошка инспектора. После относительно высокого качества обслуживания
у таможенников особо остро чувствуешь по-прежнему «ненавязчивый» сервис
в МРЭО – здесь, как и раньше, ощущаешь себя потерянным и ненужным. Работает
всего одно окошко приема из пяти возможных. Капитан


в окне не сильно и торопится, мол, куда вы денетесь,
конкуренции-то нету. Пока он кнопки на клавиатуре нужные найдет, пока
компьютер получит данные из информцентра МВД и т.д. – как по мне, лучше
бы эту работу выполняли не люди в форме (причем с довольно высоким званием),
а шустрые и толковые девчонки.


Когда подошла моя очередь, капитан попросил предъявить:


ЗАЯВУ, литовский техпаспорт, ПОСВІДЧЕННЯ с таможни, договор
аренды (копия со штампом таможни), ЗОБОВ’ЯЗАННЯ об обратном вывозе, квитанцию
таможни об оплате 15 долларов (голубенькая, форма МД-1), 7 квитанций об
оплате и заявление о жене.


Услышав магическую фразу «через 40 минут с номерами к
пятому окошку», я тут же бросился сдирать с машины литовские номера. Особый
оттенок радости придавал тот факт, что я как бы расстаюсь с атрибутом
принадлежности к бедному сословию, а также перестаю быть мишенью очередной
«установки» «гаишников».


Ровно через 40 минут у заветного окошка майор (!) прокричал
мою фамилию, и я, расписавшись два раза в актах сдачи и приемки номеров
(копии которых населению, конечно, не выдают), мгновенно получил новенькие
УКРАИНСКИЕ номера и техпаспорт.


На основании ДІАГНОСТИЧНОЇ КАРТИ и квитанции об оплате
нужно было еще получить талон техосмотра. Но это уже общечеловеческие
проблемы, не имеющие особенностей «литовской» регистрации.


Вот так все и происходило. И сейчас я не чувствую себя
ущербным «литовцем», а мою радость от владения машиной огорчает только
маленькая запись в техпаспорте «Тимчас. До…». Однако все еще может за
год поменяться. А если все останется как сейчас, то машину зарегистрирую
на жену и… читай сначала.


Александр Попов


P.S. Консультации по приобретению автомобиля
в Литве (г. Шяуляй), тел. 8-103-709-958-338, Рудис.