Нарушать – дорого!

0

Верховна Рада Украины приняла закон, согласно которому ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД существенно увеличивается. Со вступлением закона в силу игнорирование правил будет обходиться очень дорого.

Верховна Рада Украины приняла закон, согласно которому ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД существенно увеличивается. Со вступлением закона в силу игнорирование правил будет обходиться очень дорого.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» поддержали 386 народных депутатов из 439, присутствовавших в зале. Итак, после 7 лет, в течение которых ГАИ и МВД стремились вернуть эффективные рычаги воздействия на нарушителей ПДД, цель наконец достигнута.

Штраф – $50–100

Наиболее существенные изменения – в размере штрафов. Так, например, превышение скорости на 20 км/ч и разворот через осевую обойдутся в 255–340 грн., использование «мобилки» за рулем без средств связи типа hands free – в 425–510 грн., превышение скорости на 50 км/ч и проезд на красный свет – в 510–680 грн. (более подробно о размерах штрафов – в нашей таблице).

Предусмотрено, что 50% суммы штрафов будет поступать в местные бюджеты, а 50% – в государственный. Это позволит эффективнее использовать данные средства для повышения безопасности дорожного движения (нанесение разметки, установка новых светофоров, дорожных знаков и т. п.).

За проезд на запрещающий сигнал светофора нарушителей ожидает крупный штраф – 510–680 грн. Работники ГАИ получили право временно задерживать транспортные средства с помощью блокиратора или эвакуатора.

За проезд на запрещающий сигнал светофора нарушителей ожидает крупный штраф – 510–680 грн.

Работники ГАИ получили право временно задерживать транспортные средства с помощью блокиратора или эвакуатора.

Фото- и видеофакты

Наконец-то и в Украине принята хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом практика привлекать водителей к ответственности на основании зафиксированных фото- и видеофактов нарушений. В данном случае человеческий фактор исключается – техника беспристрастна. Составление админпротокола при этом не требуется, и постановление о правонарушении выносится без участия лица, привлекающегося к ответственности. Копии постановления и фотоматериалов присылаются владельцу транспортного средства в течение 3 дней со дня вынесения данного постановления.

За эксплуатацию транспортного средства без полиса обязательного страхования предусмотрен штраф 340–850 грн.

Если же ТС эксплуатируется на основании временного регистрационного талона, по доверенности или числится в угоне, владелец, получивший постановление о привлечении его к ответственности, обязан в течение 10 дней с момента вручения постановления проинформировать органы Госавтоинспекции о том, что в момент фиксации нарушения он за рулем не находился. В данном случае отвечать перед законом обязано лицо, которое эксплуатировало ТС в момент нарушения.

ГАИ развязали руки

Согласно принятому закону, по большинству нарушений ПДД право определять меру ответственности участника дорожного движения опять вернули работникам ГАИ. При выявлении нарушения они прямо на линии выпишут постановление о наложении штрафа. На основании этого документа водитель должен будет заплатить по квитанции в отделении банка. Все квитанции необходимо будет хранить, для того чтобы потом при прохождении техосмотра или регистрации/перерегистрации ТС в МРЭО ГАИ подтвердить оплату штрафов. В случае несогласия участника дорожного движения с вменяемым ему нарушением он может оспорить административный протокол и вынесенное гаишником постановление в суде.

В юрисдикции судов оставили лишь те административные дела, за которые КоАП предусмотрено лишение права управления, начисление крупного штрафа, оплатное изъятие транспортного средства, вменение общественных работ и админареста.

Однако вполне очевидно, что в ситуации, когда гаишники будут на месте нарушения определять величину штрафов, размеры взяток увеличатся. Водителю дешевле отдать, к примеру, 100 грн. на руки, чем официально заплатить 250–500 грн. государству. И как бы ни уверяло руководство ГАИ, что закупает новую технику слежения за своими сотрудниками, в регионах и сельской местности она появится нескоро.

Сутки в изоляторе

Согласно новому закону вводится новый вид ответственности – административный арест на 5–15 суток. Такие санкции могут применяться по решению суда взамен штрафов и лишения права управления за грубые нарушения ПДД. В частности, нарушителя «закроют» на 5–10 суток за повторное в течение года управление неисправными, переоборудованными с нарушением действующих стандартов транспортными средствами, в том числе предназначенными для перевозки пассажиров, или теми ТС, которые не прошли техосмотр.

За оставление места ДТП нарушителю в числе прочих наказаний грозит 10–15 суток, за управление ТС в нетрезвом состоянии – 7–10 суток, а если же любителя «хмельных» рейсов дважды в течение года остановят за рулем в пьяном виде, он может лишиться свободы на 10–15 суток.

Если нарушитель не уплатит штраф добровольно, его принудительно изымут судебные исполнители. Причем в двойном размере (с 2009 года).

Законодатели предусмотрели ответственность (лишение права управления на 2–3 года или админарест на 10–15 суток) и в том случае, если после остановки транспортного средства работником ГАИ водитель решит тут же, на глазах у стража порядка, выпить спиртного. Кстати, это делалось нередко – для того чтобы скрыть факт езды в нетрезвом состоянии: мол, вы же видели – выпил только что.

Общественные работы

Еще один новый вид ответственности, который, как и административный арест, может применяться по решению суда взамен штрафов и лишения права управления, – привлечение к выполнению общественных работ (от 20 до 60 часов). В частности, нарушителя ПДД могут заставить отработать 30–40 часов за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости более чем на 50 км/ч, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам «скорой помощи», пожарным, милиции, которые едут с включенными «мигалками», нарушение правил остановки и стоянки, создавшее угрозу безопасности движения, за повторное (в течение года) управление незарегистрированными ТС, без номеров или с номерами, не отвечающими стандарту, грязными (не читаются с расстояния 20 метров), перевернутыми, установленными в непредусмотренных местах, без талона техосмотра или с талоном, не принадлежащим данному транспортному средству, оставление места ДТП.

За управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и создание аварийной ситуации нарушителю, в числе прочего, грозят общественные работы сроком на 40–60 часов.

Согласно требованиям КоАП общественные работы выполняются нарушителем не более 4 часов в день в свободное от работы и учебы время. От этого наказания освобождаются пожилые люди, инвалиды I и II групп и беременные женщины.

Для нарушителя, уклоняющегося от выполнения общественных работ, тот срок, который он не отбыл, постановлением суда может быть заменен административным арестом из расчета 1 день ареста за 5 часов общественных работ, но не более чем на 15 дней.

Задержат не только права

Законом отныне предусмотрена норма временного изъятия водительского удостоверения и временного задержания транспортных средств.

Временно изъять права работники ГАИ смогут в случаях, если водитель допустил нарушение, за которое соответствующей статьей КоАП Украины предусмотрено лишение права управления ТС. Гаишники получили право изъять водительское удостоверение до вынесения судом постановления в деле о данном административном нарушении, но не более чем на 3 месяца с момента изъятия. Если по истечении установленного срока суд не принял решения по лишению права управления или данное административное дело не рассмотрено в отведенные законом сроки, водитель имеет право потребовать в ГАИ без каких-либо оплат вернуть изъятые права.

Временно задерживать транспортные средства работники ГАИ вправе, если водитель эксплуатирует неисправное ТС или переоборудованное с нарушениями стандартов, не прошедшее техосмотр, с номерами агрегатов, не отвечающими записям в регистрационных документах; когда лицо, управляющее ТС, не имеет соответствующих документов или не предъявило их для проверки; при перевозке по территории Украины «нелегалов». При выявлении вышеперечисленных нарушений гаишник блокирует колесо автомобиля-нарушителя либо же доставляет машину на штрафплощадку. Транспортное средство может быть временно задержано не более чем на 3 дня, после чего владелец имеет полное право потребовать бесплатно вернуть свою машину вне зависимости от стадии решения дела о данном административном нарушении.

Временное изъятие талона о прохождении ТО предусмотрено в случае эксплуатации неисправного ТС, переоборудованного с нарушением стандартов или не прошедшего техосмотр.

Техосмотр и страховка

Предусмотрено, что проверку технического состояния автомобиля будут проводить субъекты хозяйствования, получившие соответствующие лицензии, выданные ГАИ. В дальнейшем проводить государственный технический осмотр ТС (предполагающий проверку по имеющимся базам данных, а также подлинности номеров агрегатов, наличия у водителей соответствующих документов, медсправки и пр.) будут межрайонные регистрационные отделы (МРЭО) ГАИ. Об этом мы писали в «АЦ» № 32 за 2008 год. Кстати, за допущенную должностными лицами при проверке технического состояния транспортного средства халатность законом предусмотрена ответственность – штраф 1530–1700 грн. Водителя не допустят к проведению техосмотра, если при проверке выяснится, что у него есть задолженность по оплате штрафов за нарушения ПДД.

Если любителя ездить навеселе дважды в течение года привлекали к ответственности за управление ТС в нетрезвом виде, его лишат водительского удостоверения на 10 лет с оплатным изъятием транспортного средства.

Эксплуатация ТС без полиса обязательного страхования на территории Украины запрещается. За это нарушение предусмотрен штраф 340–850 грн. Вместе с тем, работники ГАИ не будут специально контролировать у водителей наличие страховки. Проверять ее должны при проведении техосмотра, регистрации/перерегистрации транспортного средства, а также во время составления административных протоколов за нарушения ПДД и при оформлении дорожно-транспортного происшествия. Для визуального определения наличия полиса у водителя на транспортном средстве должен быть закреплен специальный страховой стикер.

Права со сроком действия

В изменениях к Закону «О дорожном движении» прописана и норма о том, что водительские удостоверения имеют установленный срок действия. Порядок выдачи, обмена и установления срока действия этих документов определяется Кабинетом министров Украины. По словам начальника Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майора милиции Сергея Коломийца, планируется, что срок действия водительского удостоверения будет составлять 10 лет, а затем его нужно будет продлить, сдав экзамены в Госавтоинспекции. Кстати, в этом же законе теперь предусмотрены и новые категории (А1, В1, С1, Т и др.), которые уже давно указываются в современных правах, выполненных на пластиковой основе.

Месяц на привыкание

Новый закон вступит в действие спустя 1 месяц после его опубликования. Перед этим его должны подписать Глава Верховной Рады и Президент Украины. Таким образом, у автомобилистов есть немного времени, чтобы свыкнуться с более жесткими санкциями за нарушения правил, перестроить свое мышление и поведение, осознав, что нарушать правила дорожного движения – «себе дороже». С введением закона в силу появится отличный сдерживающий фактор, что, в свою очередь, должно повысить безопасность движения на дорогах и сбережет не одну человеческую жизнь. Как говорится, игра стоит свеч!

7 наиболее значимых нововведений

  • многократное повышение штрафов;
  • предоставление работникам ГАИ права определять меру ответственности нарушителей;
  • предоставление работникам ГАИ права временно задерживать автомобили, водительские удостоверения и талоны о прохождении техосмотра;
  • привлечение к ответственности на основании фото- или видеофакта нарушения ПДД;
  • административный арест на определенное количество суток;
  • вменение общественных работ на определенное количество часов;
  • требование регистрировать мопеды и скутеры.

Сравнительная таблица штрафов за наиболее распространенные виды нарушений ПДД согласно КоАП

№ ст. КоАП

Вид нарушения

Было

Стало

121. ч. 4

Нарушения правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами.

предупреждение
или 3,4-8,5 грн.

51–85 грн.

122 ч. 1

Превышение скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушения требований дорожных знаков и разметки, правил перевозки людей или грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, парковки и порядка оплаты за нее, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах, нарушения правил движения ТС по тротуарам или пешеходным дорожкам.

предупреждение
или 3,4-17 грн.

255–340 грн.

122 ч. 2

Нарушения правил проезда перекрестков, остановок общественного транспорта и непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушения правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, размещения ТС на проезжей части, движения по автомагистралям, пользования приборами освещения и предупредительными сигналами и их переоснащение с нарушением стандартов, правил пользования средствами связи, учебной езды.

предупреждение
или 3,4-17 грн.

425–510 грн.

122 ч. 3

Превышение скорости движения более чем на 50 км/ч, проезд на запрещенный сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества ТС аварийно-спасательных и пожарной служб, медицинской помощи, милиции, двигающимся с включенными спецсигналами, нарушение правил остановки или стоянки, что создает помехи дорожному движению или его безопасности, отказ от оплаты за парковку.

предупреждение
или 3,4-17 грн.

510–680 грн.

122 ч. 4

Нарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 этой статьи, ставшие причиной создания аварийной ситуации.

34–68 грн. или лишение прав на 6–12 мес.

680–850 грн. или лишение прав на 6–12 мес.

123 ч. 1

Нарушения правил проезда ж/д переездов.

34–68 грн.

340–425 грн.

123 ч. 3

Нарушения правил проезда ж/д переездов, ставшие причиной создания аварийной ситуации.

68–136 грн. или лишение прав на 6–12 мес.

340-680 грн. или лишение прав на 1-2 года

130 ч. 1

Управление ТС в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств и лекарственных препаратов, передача права управления лицам, находящимся в подобном состоянии, а также уклонение от проверки на предмет опьянения.

255–340 грн. или ли­ше­ние прав на 1–2 года

2550–3400 грн. или лишение прав на 1–2 года

130 ч. 2

Повторное на протяжении года нарушение,
предусмотренное ч. 1 этой статьи.

340–680 грн. или лишение прав на 2–3 года

лишение прав на 2–3 года с оплатным изъятием ТС либо без такового

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Лады Бондаренко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.