Нарушил или спас?

Как доказать свою невиновность в суде.

Двигаясь по дороге с двухполосным движением в левом ряду, я опережал попутный автомобиль. Но вдруг в непосредственной близости от меня он начал смещаться левее, на мою полосу движения. Чтобы избежать столкновения, я принял левее и пересек левой стороной своего автомобиля сплошную линию разметки, за что и был остановлен сотрудниками ГАИ. При этом автомобиль, нарушивший рядность движения и создавший аварийную ситуацию, сотрудник ГАИ не остановил, обвинив в создании таковой меня. Но я с этим категорически не согласен, что и указал в протоколе, подробно описав ситуацию.

Евгений С., г. Киев

Андрей Евстигнеев

Эксперт
Андрей Евстигнеев

Партнер адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев», к.ю.н., г. Киев

В данном случае вам придется доказывать вашу невиновность в суде, и для этого есть веские юридические основания. Да, формально вами совершено нарушение ПДД, за которое предусмотрена ответственность согласно ч. 1 ст. 122 КоАП. В то же время оно было вынужденным – ведь вас фактически подрезали. На мой взгляд, в таких случаях следует применять положения ст. 18 КоАП, согласно которым действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, не является административным правонарушением. КоАП предусматривает, что если опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иным образом, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный, то к админответственности лицо не привлекается.

Если бы не нарушение…

В описанной вами ситуации четко видны признаки крайней необходимости. Хотя за совершенное действие предусмотрена ответственность по ст. 122 КоАП, но опасность ДТП в данной ситуации не могла быть устранена иным образом, а причиненный вред (нарушение ПДД) явно менее значителен, чем тот, который мог быть нанесен машинам и водителям при аварии. Другое дело, что ст. 18 КоАП, к сожалению, почти не применяется гаишниками, а подтвердить наличие крайней необходимости очень непросто. Поэтому, чтобы избежать ответственности, придется доказать то, что вас подрезали и что если бы вы не пересекли сплошную линию, произошло бы ДТП. Указанные обстоятельства могут быть подтверждены показаниями свидетелей, которых следовало бы вписать в протокол (например, пассажиры вашего авто), а также ходатайствовать о вызове их в суд.

Требуйте вписать в протокол свидетелей, которые видели, как вас подрезали.

Требуйте вписать в протокол свидетелей, которые видели, как вас подрезали.

Кто виноват?

Создание аварийной обстановки – серьезное нарушение, за которое ч. 4 ст. 122 КоАП предусмотрено наказание – штраф от 680 до 850 грн. или лишение прав от полугода до года, а дело о таком админнарушении рассматривается судом. Создание аварийной обстановки, по ч. 4 указанной статьи, – это, в частности, превышение скорости, нарушения требований дорожных знаков и разметки, проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора, непредоставление преимущества пешеходам или машинам спецслужб, что заставило других участников движения резко изменить скорость, направление или принять другие меры для обеспечения личной безопасности или безопасности других граждан. При этом в КоАП четко предусмотрено, что создание аварийной обстановки должно быть подтверждено фактическими данными: объяснениями лица, привлекающегося к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения или другими документами.

Учитывая изложенное, считаю, что мнения одного только работника ГАИ для определения действий водителя как создание аварийной обстановки недостаточно. Для этого необходимо как минимум установить личность потерпевшего (лица, вынужденного резко изменять скорость, маневрировать и т. п. из-за нарушения вами ПДД) и получить его пояснения. Кстати, исходя из личной практики, изложения позиции потерпевшего далеко не всегда достаточно, и рассматривающий дело суд может потребовать дополнительные доказательства аварийности обстановки, при отсутствии которых может признать вас невиновным.

Фото из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.