X

Новый законопроект ВР: «Письма счастья» возвращаются?

Депутаты хотят вернуть «письма счастья» для водителей, нарушивших ПДД. Законопроект с соответствующими предложениями был зарегистрирован в Верховной Раде.

Депутаты хотят вернуть «письма счастья» для водителей, нарушивших ПДД. Законопроект с соответствующими предложениями был зарегистрирован в Верховной Раде.

Депутаты хотят вернуть «письма счастья» для водителей, нарушивших ПДД. Законопроект с соответствующими предложениями был зарегистрирован в Верховной Раде.

В законопроекте № 5220-д от 27.02.2012 предлагается повысить ответственность участников движения за нарушения ПДД путем увеличения ряда штрафов, а также снова вернуться к практике применения так называемых писем счастья. Так отечественные водители окрестили уведомления о наложении штрафа за нарушения ПДД, зафиксированные радаром с функцией фото- или видеосъемки, которые ГАИ присылала им по почте. Тогда нарушения фиксировались с помощью радара «Визир», который нередко ошибался, приписывая невиновным водителям превышение скорости, совершенное другими участниками движения. После многочисленных обращений водителей в суды в 2010 году «письма счастья» Конституционный суд Украины признал незаконными по причине несоответствия ст. 14-1 Кодекса Украины об админправонарушениях (она декларировала ответственность владельцев ТС в случае автоматической фиксации нарушений) другим его статьям.

Законопроектом № 5220-д предусмотрено, что «письма счастья» ГАИ должна отправлять владельцам транспортных средств в течение 5-ти дней с момента вынесения постановления об уплате штрафа.

В новых «письмах счастья», помимо автомобиля-нарушителя, должен быть также снимок его номерного знака и фотография лица водителя, сидящего за рулем.

Ошибки учтены

В законопроекте депутаты решили исправить прежние недоработки и подготовили твердую почву под фиксацию многих нарушений с помощью видеокамер. В частности, кодекс дополнен ст. 14-2, которая уточняет ответственность водителей при автоматической фиксации ряда админнарушений: превышение скорости; движение по тротуарам; въезд на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора или при закрытом шлагбауме; проезд на запрещающий сигнал светофора; выезд на полосу встречного движения.

В статье 14-2 четко определено, как именно при автоматической фиксации нарушений надлежит работать милицейским камерам – стационарным устройствам с функциями фото- или видеозаписи. Они не могут находиться в руках инспектора ГАИ и должны работать в автоматическом режиме (без участия оператора). Если не было установлено лицо, управлявшее ТС в момент совершения нарушения, ответственность за несоблюдение ПДД, зафиксированное таким образом, несет владелец транспортного средства. Однако он освобождается от админответственности в случае предоставления в ГАИ в течение 10-ти дней с момента получения «письма счастья» конкретной информации о лице, управлявшем ТС в момент нарушения, или же данных о том, что транспорт выбыл из владения из-за противоправных действий других лиц (кража, угон и т. п.).

Депутаты устранили еще одну свою серьезную ошибку – это касается определения ответственности владельцев ТС, которыми являются юридические лица. Ранее немало «писем счастья», выписанных на юрлиц было опротестовано по причине того, что КоАП Украины устанавливает ответственность только физических лиц. Теперь ст. 14-2 гласит, что в случае, если владельцем ТС является юрлицо, ГАИ высылает руководителю данной организации уведомление с требованием в течение 10-ти дней предоставить данные о том, кто управлял авто в момент совершения нарушения. За невыполнение этого требования руководителю грозит штраф от 1700 до 2550 грн.

Не прячьте лица

«Письма счастья» будут подкреп­лены фотоснимками не только ТС-нарушителя и его номера, но и водителя, сидящего за рулем. Данная норма позволит облегчить установление личности нарушителя. Правда, пока неизвестно, позволят ли технические возможности используемых ныне камер с функцией фото- или видеосъемки, делать еще и качественное фото человека за рулем.

Если законопроект № 5220-д все же будет принят, владельцам ТС станет невыгодно передавать право управления автомобилем другим лицам, просто отдав им техпаспорт и страховку. Если они нарушат ПДД, хозяину машины будет сложно доказать свою невиновность, так как он не сможет предоставить документальных подтверждений того, что на момент нарушения за рулем машины сидел кто-то другой.

В проекте закона предлагается при фиксации нарушений ПДД автоматическими приборами, имеющими функции фото- или видеосъемки, накладывать минимальный штраф, предусмотренный соответствующей статьей админкодекса.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка