X

Переэкзаменовка

Как вернуть изъятые права?

Как вернуть изъятые права?

В ходе месячника активной борьбы с нарушителями ПДД, инициированного Департаментом ГАИ МВД Украины, суды лишили прав более 34 тыс. водителей. Чтобы вернуть заветные «корочки», всем им придется пересдать экзамены в МРЭО. Мы посмотрели, как это происходит.

Документы водителей, лишенных судом права управления транспортным средством (в зависимости от вида нарушения срок составляет от 3 месяцев до 3 лет), передаются на хранение в ГАИ. Когда это время истекает, водитель должен явиться в МРЭО для сдачи экзаменов, взяв с собой свой паспорт, медицинскую справку (действительна 3 года) и копию постановления суда, которые нужно сдать в административную группу дежурному офицеру.

Следующий шаг – внесение платежей за проведение экзаменов, что составит до 166 грн. (см. таблицу) и, конечно же, сдача последних на «отлично». Если проверка знаний пройдет успешно, изъятое удостоверение возвратят, а талон предупреждений заменят новым.

Водителю, лишенному прав на срок до 12 месяцев, придется сдавать только теоретическую часть экзамена (на знание ПДД), а на срок больше 1 года – и теорию, и практику (вождение). Эти требования регламентированы Положением «О порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами», утвержденным Постановлением КМ Украины № 340 от 08.05.1993 г. Задержанным за вождение в состоянии алкогольного опьянения, ко всему прочему, придется повторно пройти медкомиссию и предъявить «свежую» медсправку.

При успешной сдаче экзаменов изъятое удостоверение можно забрать в тот же день.

Еще один важный момент: если в изъятых правах открыто больше одной категории, то пересдавать практический экзамен придется на том транспортном средстве, которое указано в решении суда о лишении права управления.

«Бумажные» билеты уходят в прошлое – в большинстве МРЭО Украины теоретическую часть сдают на компьютере.
После теории предстоит сдать экзамен по вождению.
Для сдачи практической части можно использовать свой автомобиль (в том числе и с АКП).
Проверяя навыки вождения, инспекторы следят за выполнением поставленных задач. Если допущены 3 ошибки, экзамен не сдан.

Теория

Итак, что предстоит экзаменующимся? Первый этап – проверка знания ПДД: необходимо за 20 минут ответить на 20 вопросов (разрешается допустить 2 ошибки). Кроме Правил, водитель должен ориентироваться и в других вопросах, встречающихся в экзаменационных билетах:

законодательство, регламентирующее порядок организации дорожного движения и использования транспортных средств;
административная ответственность за нарушение правил и стандартов в сфере безопасности дорожного движения;
длительность труда и отдыха водителя;
гражданская и уголовная ответственность водителя в случае ДТП.

Поэтому целесообразно не только повторить ПДД, но и приобрести экзаменационные билеты (печатный или электронный вариант) и «пройтись» по ним, отвечая на вопросы.

В большинстве МРЭО Украины теоретическую часть экзамена сдают за компьютером – «бумажный» вариант экзамена уходит в прошлое. Если человек допускает больше двух ошибок, работники МРЭО отправляют его на пересдачу экзамена. Повторная попытка возможна только через 5 суток после первой. За каждую попытку сдачи теории или практики соответствующий платеж вносится отдельно (см. таблицу).

 Платежи при получении водительского удостоверения*
Услуга
Сумма
Экзамен теоретический
33 грн.
Экзамен практический
30 грн.
Талон предупреждений
15 грн.
Услуги МРЭО
88 грн.
*В МРЭО г. Киева по состоянию на 3.03.2008 г.

Практика

Если теория сдана успешно, тогда вперед – на практическую часть экзамена (вождение). Здесь также придется учитывать некоторые особенности. Во-первых, неизвестно, где вы будете подтверждать свою водительскую состоятельность: на специальном полигоне или на улицах города. Это зависит от многих факторов, включая интенсивность трафика, погодные условия и даже загруженность инспекторов. Можно сдавать вождение на своем автомобиле, причем разрешено экзаменоваться даже на машинах с автоматической КП.

Инспектор МРЭО внимательно следит за тем, как водитель управляет автомобилем и реагирует на изменение дорожной ситуации, как выполняет поставленные требования и т. п. В нашей таблице подробно указано, на что именно обращает внимание экзаменатор. Кандидат на получение прав может сделать не более 3 ошибок. Причем создание аварийной ситуации на дороге или отказ от выполнения поставленных инспектором требований – безоговорочный провал экзамена. На следующую попытку можно явиться только через 5 дней.

Итог

Если экзамены сданы успешно, то получить свое удостоверение можно в тот же день. Но мы убеждены, что все же гораздо лучше не игнорировать ПДД, тем более не допускать грубых нарушений на дороге, чтобы у стражей порядка не было оснований изымать ваши «корочки», а у суда – лишать вас права управления автомобилем. Согласитесь, вольности в дорожном потоке отнюдь не стоят вышеописанных хлопот по возвращению прав и необходимости на определенное время стать пешеходом.

 Мнение специалиста  

Евгений Булыга
Майор милиции заместитель начальника отдела МРЭО № 2 УГАИ ГУМВД Украины в г. Киеве

Для успешной сдачи экзаменов в МРЕО необходимо обстоятельно все повторить, главным образом теорию. Многим водителям при пересдаче или открытии других категорий в правах может помешать их самоуверенность: «Я же водил автомобиль и все знаю!». Но некоторые моменты все же действительно надо освежить в памяти. Со мной тоже произошло нечто подобное, когда при открытии категории «С» мне не удалось сдать экзамен с первого раза.

В принципе, специальная статистика сдачи экзаменов в МРЭО не ведется. По моим наблюдениям, 50% кандидатов в водители добиваются успеха с первой попытки и, соответственно, 50% отправляются на пересдачу.

На что обращают внимание в МРЭО при сдаче вождения

Подготовка к началу движения (подгонка сиденья, зеркал заднего вида, обязательное применение ремней безопасности).
Своевременность включения предупредительных сигналов.
Начало движения.
Пользование во время езды зеркалами заднего вида.
Разгон и переключение передач с более низких на более высокие и с более высоких на более низкие, движение по прямой.
Остановка на подъеме, а затем возобновление движения. При этом автомобиль должен плавно двинуться с места и может откатиться назад не более чем на 20 см, а двигатель должен работать.
Разворот при ограниченной ширине проезжей части и движение задним ходом.
Торможение и остановка автомобиля при разных скоростях, включая экстренную остановку, если позволяют ситуация и условия движения.
Выбор дистанции и интервалов между транспортными средствами.
Правильность объезда стоящих транспортных средств, в том числе общего пользования и других препятствий.
Правильность перестроения с одной полосы движения на другую.
Оценка дорожных обстоятельств при подъезде к регулируемому перекрестку. Использование, при необходимости, предупредительных сигналов.
Соблюдение сигналов светофора или регулировщика.
Правильность выполнения опережения и обгона.

Подготовил Антон Пустовой
Фото Сергея Кузьмича