Штрафы и ПДД: сегодня и 15 лет назад

За 15 лет многое изменилось в сфере регулирования дорожного движения: корректировались Правила, повысились штрафы. Но стали ли мы ездиaть по-другому?

За 15 лет многое изменилось в сфере регулирования дорожного движения: корректировались Правила, повысились штрафы. Но стали ли мы ездиaть по-другому?

Впервые украинские Правила дорожного движения появились в 1992 году. По сути, это был переработанный вариант правил, действовавших на территории бывшего СССР. Хотя и они существенно изменились с того времени – в среднем раз в 3–5 лет в Правила вносились различные дополнения и нововведения. Вторая редакция ПДД, значительно отличающаяся от первой, вступила в силу с 1 января 2002 года. На сегодняшний день в ней также имеется более десятка уточнений. Год назад в ГАИ Украины заговорили о необходимости выпуска третьей редакции Правил. Ничего удивительного в этом нет – жизнь меняется, и организация движения должна постоянно совершенствоваться. Главное, чтобы участники движения были осведомлены о происходящих изменениях и пользовались ими на практике. Ведь незнание законов не освобождает от ответственности, тем более, что ПДД «написаны кровью» – их требования продиктованы реальной необходимостью соблюдения тех или иных норм, игнорирование которых часто заканчивается трагически.

Дырку не пробьют!

Какие же наиболее значимые отличия Правил образца 1997 и 2012 года? Сегодня, чтобы управлять чужим авто, не требуется оформлять нотариальную доверенность или временный регистрационный талон, эти документы не обязательно предъявлять работникам ГАИ. Достаточно получить у владельца техпаспорт, иметь при себе удостоверение соответствующей категории и «автогражданку». Не нужно предъявлять ГАИ дорожные (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз.

Канул в Лету и талон предупреждений – в прошлом обязательный документ для управления ТС и неотъемлемая составляющая водительского удостоверения. Он использовался для учета нарушений ПДД и систематичности их совершения. В нем специальным дыроколом пробивались дырки, а позже – делались записи. Сегодня информация о совершенных нарушениях вносится к электронную базу ГАИ «Админпрактика», а систематичность не контролируется.

Другими стали и водительские удостоверения – бланк изготавливается на пластиковой основе и имеет ряд современных средств защиты от подделок. Кроме того, все выдаваемые права имеют ограниченный срок действия – 50 лет. До 29 марта 2011 года они были бессрочными.
Ныне водитель уже не обязан передавать свои документы для проверки в руки работникам ГАИ, их нужно всего лишь предъявить – показать. При этом после остановки он должен включить на своем ТС «аварийку». Теперь владельцы мопедов и скутеров обязаны ездить только в защитных мотошлемах (ранее это касалось лишь мотоциклистов).

С учетом увеличившегося автопарка легковушкам и мотоциклам разрешено парковаться на тротуарах, но при условии, что для прохода пешеходов останется не менее двух метров. Распространение мобильной связи заставило законодателей в целях безопасности запретить водителям во время движения пользоваться мобилкой без применения устройств типа hands free (кроме водителей опермашин, выполняющих неотложные служебные задания).

Из Правил исключены пункты, ранее предусматривавшие изъятие номерных знаков при выявлении технических неисправностей. Упразднено требование дублировать надписью номерной знак на задней стенке грузовиков, их прицепов и автобусов.

Независимо от количества полос на проезжей части на нерегулируемом переходе пешеход имеет преимущество в движении перед ТС по всей ширине дороги и не должен останавливаться посередине, пропуская автомобили.

За последние 15 лет штрафы за нарушения Правил дорожного движения выросли в 5–10 раз, а по некоторым видам «прегрешений» – в 20 раз.

Нарушать дороже

За 15 лет штрафы за нарушения ПДД заметно выросли. До февраля 1997 года они были вообще смешными – в пределах 1,5–37 грн. Если сравнить уровень штрафов с марта 1997-го до марта 2012-го, то выходит, что они выросли в 7–25 раз! Такое увеличение санкций для многих оказалось не по карману, поэтому ныне люди с небольшим и средним уровнем дохода стараются не нарушать. Зависимость дисциплинированности от уровня штрафов подталкивает наших законодателей к новым виткам повышения степени ответственности. В начале года были увеличены штрафы за нарушения проезда ж/д переездов, парковки на полосах общественного транспорта, пользования спецсигналами. А в Верховной Раде лежит проект по повышению штрафов за нарушения еще нескольких пунктов ПДД и возвращению автофиксации нарушений (см. «АЦ» № 12`2012).

Но штрафами едиными… Часто ПДД у нас нарушаются из-за несовершенной организации движения и низкого качества дорог. Поэтому только закручиванием гаек надлежащего уровня безопасности не добиться. Важно, чтобы параллельно с повышением уровня ответственности велась работа и в других не менее важных направлениях.

Штрафы за нарушения ПДД

Статья КоАП

Вид  нарушения*

Ответственность

Было в 1997 году

Действует в 2012 году

121 ч. 1

Управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-прицепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми соответственно установленным Правилам их эксплуатация запрещается, или переоборудованными с нарушением соответствующих Правил, норм и стандартов либо своевременно не прошедшими государственный технический осмотр.

штраф 17–34 грн. и изъятие номерного знака

штраф 340–425 грн.

121 ч. 4

Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами.

штраф 8,5–17 грн.

штраф 51–85 грн.

121 ч. 5

Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными или не перерегистрированными в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, не принадлежащим данному транспортному средству либо не соответствующим стандартам, или с номерным знаком, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака на расстоянии 20 м, перевернутым или неосвещенным, а также без талона о прохождении техосмотра или с талоном, который не принадлежит данному транспортному средству либо не соответствует стандартам.

штраф 34–85 грн.

штраф 170–255 грн.

121 ч. 6

Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч. 5 данной статьи.

штраф 51–136 грн.

штраф 255–510 грн. или общественные работы на 30–40 часов с оплатным изъятием ТС или без такового

121-1

Эксплуатация водителями транспортных средств, идентификационные номера составных частей которых не соответствуют записям в регистрационных документах либо уничтожены или подделаны.

штраф 17–170 грн.

штраф 255–340 грн.

122 ч. 1

Превышение водителями транспортных средств установленного ограничения скорости более чем на 20 км/ч, нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части, правил перевозки грузов, буксирования транспортных средств, остановки, стоянки, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, а также нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам.

штраф 17–34 грн.

штраф 255–340 грн.

122 ч. 2

Нарушения водителями транспортных средств правил проезда перекрестков, остановок ТС общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества в движении маршрутным транспортным средствам, нарушения правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции и интервала, размещения транспортных средств на проезжей части, нарушения правил движения по автомагистралям, пользования внешними осветительными приборами либо предупреждающими сигналами при начале движения или изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов, пользование водителем во время движения ТС средствами связи, не оснащенными техническими приспособлениями, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения неотложного служебного задания), а также нарушения правил учебной езды.

штраф 17–34 грн.

штраф 425–510 грн.

122  ч. 4

Нарушения, предусмотренные чч. 1, 2 или 3 этой статьи, которые привели к созданию аварийной ситуации, в частности, вынудили других участников дорожного движения резко изменить направление движения либо принять другие меры для обеспечения личной безопасности или безопасности других граждан, что подтверждается фактическими данными: объяснениями лица, которое привлекается к админответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения, а также другими документами.

штраф 34–68 грн.

штраф 680–850 грн. или лишение прав на 6–12 месяцев

122-2

Невыполнение водителями требований об остановке работника милиции, а водителями военных транспортных средств – требований должностного лица Военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.

штраф 170–253 грн. или лишение прав на 1–2 года

штраф 153–187 грн. или лишение прав на 3–6 месяцев

122-4

Оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных Правил места ДТП, к которому они причастны.

штраф 170–253 грн. или лишение прав на 1–2 года

штраф 255–306 грн. или общественные работы на 30–40 часов либо админарест на 10–15 суток

123 ч. 1

Въезд водителей на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора либо жест регулировщика или дежурного по переезду, при закрытом шлагбауме или когда к переезду приближается поезд.

штраф 34–68 грн.

штраф 340–425 грн.

123 ч. 2

Другие нарушения правил проезда железнодорожных переездов, кроме предусмотренных ч. 1 этой статьи.

штраф 17–51 грн.

штраф 255–340 грн.

123 ч. 3

Нарушения, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 этой статьи, которые привели к созданию аварийной ситуации и подтверждены фактическими данными: объяснениями лица, которое привлекается к админответственности, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения, а также другими документами.

штраф 68–136 грн.

штраф 340–680 грн. или лишение прав на 1–2 года, либо общественные работы на 40–60 часов

124

Нарушения участниками дорожного движения ПДД, что стало причиной повреждения транспортных средств, грузов, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества.

штраф 68–136 грн.

штраф 340–425 грн. или лишение прав на 6–12 месяцев

124-1

Непредоставление должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами транспортных средств, которые им принадлежат, работникам милиции и медработникам, а также непредоставление военных транспортных средств должностным лицам Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в установленных законом неотложных случаях.

штраф 17–85 грн.

штраф 68–136 грн.

126 ч. 1

Управление транспортными средствами водителями, которые не имеют при себе либо не предъявили или не передали для проверки водительское удостоверение соответствующей категории, талона к нему, регистрационных и других документов, подтверждающих право пользования или распоряжения транспортным средством, а в случаях, предусмотренных законодательством, надлежаще оформленного дорожного (маршрутного) листа или документов на груз, который перевозится, лицензионной карточки на транспортное средство, а также полиса (договора) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»).

штраф 17–68 грн.

штраф 425–850 грн.

127 ч. 1

Невыполнение пешеходами требований сигналов регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других Правил дорожного движения.

штраф 1,7–8,5 грн.

штраф 51–85 грн.

127 ч. 2

Нарушения Правил дорожного движения лицами, которые управляют велосипедами, гужевым транспортом, и погонщиками животных.

штраф 8,5–17 грн.

штраф 85–136 грн.

127 ч. 3

Те же нарушения, совершенные лицами, обозначенными в ч.1 или ч. 2 этой статьи, которые пребывают в состоянии опьянения.

штраф 34–68 грн.

штраф 136–170 грн.

127 ч. 4

Нарушения, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 этой статьи, ставшие причиной создания аварийной ситуации.

штраф 85–170 грн.

штраф 170–255 грн. или общественные работы на 20–40 часов

130 ч. 1

Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо находящимися под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, и то же самое – отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения либо относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.

штраф 255–340 грн.

штраф 2550–3400 грн. или лишение прав на 1–2 года, либо общественные работы на 40–50 часов или админарест на 7–10 суток.

130 ч. 2

Повторное на протяжении года совершение любого из нарушений, предусмотренных ч.1 данной статьи.

штраф 340–680 грн. или лишение прав на 2–3 года

лишение прав на 2–3 года с оплатным изъятием ТС или без такового, либо общественные работы на 50–60 часов или админарест на 10–15 суток.

* Трактовка статей КоАП по состоянию на 2012 г.

Подготовил Юлий Максимчук

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.