На парламентских слушаниях в начале октября новый министр транспорта Виктор Бондарь выступил с инициативой передать функцию контроля за проведением техосмотра структурам Министерства транспорта и связи. Ведь проверкой технического состояния автотранспорта в большинстве стран Европы занимаются аналогичные ведомства. Но есть и другие мнения…
| | На парламентских слушаниях в начале октября новый министр транспорта Виктор Бондарь выступил с инициативой передать функцию контроля за проведением техосмотра структурам Министерства транспорта и связи. Ведь проверкой технического состояния автотранспорта в большинстве стран Европы занимаются аналогичные ведомства. Но есть и другие мнения… |
В последнее время в правительственных кругах, а также средствах массовой информации неоднократно обсуждался вопрос о том, кто на самом деле должен проводить техосмотр – ГАИ или Минтранс. Мы решили выяснить, как проводится эта процедура в других странах и каковы перспективы ее передачи от ГАИ к Минтрансу в Украине.
В государствах Европы техосмотр проходит по-разному, но полиция почти нигде не занимается его проведением. Например, во Франции существует пять не зависимых друг от друга коммерческих компаний. В их функции входит проведение техосмотра, а уже контроль за его прохождением владельцами транспортных средств осуществляет полиция. У каждой компании должны быть станции контроля во всех 22 областях Франции. Расстояние от ближайшего населенного пункта до станции не должно превышать 30 км. Если эти условия выполнены и техническое оснащение фирмы отвечает нормативам, ее регистрируют и сертифицируют для проведения техосмотра. В функции этих компаний входит исключительно инструментальный контроль, ремонтом они не занимаются. Такое ограничение введено для того, чтобы станции не принуждали людей ремонтировать свои авто. В противном случае человеку, не разбирающемуся досконально в устройстве машины, могли бы навязывать ремонт, ссылаясь на то, что без него автомобиль ТО не пройдет.
В Швеции организация проведения техосмотра немного иная. Там работает одна компания, в состав акционеров которой входит и государство. Но требования к сети те же – минимальное расстояние от населенного пункта и т. д.
Автомобили граждан, не прошедших техосмотр с первого раза, не отправят на штрафплощадку. Владельцу дают месяц на устранение технических неисправностей и прохождение процедуры. Если это не удастся и во второй раз, машину арестуют. В Швеции данные о техосмотре всех автомобилей внесены в специальную компьютерную базу данных. Любой полицейский может посмотреть, каково техническое состояние того или иного авто.
В Германии техосмотром занимаются компании TUV и Dekkra. Когда-то они были государственными, теперь это акционерные общества. Похожая ситуация в Польше и большинстве стран Европы. Какую схему выберет Украина, пока неизвестно.
Прокомментировать возможную передачу техосмотра Минтрансу в Украине мы попросили представителей Минтранса и Министерства внутренних дел.
| Мнение ученого | | Анатолий Редзюк Директор Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института (ГосавтотрансНИИпроект) Если исходить из европейского опыта, то функции техосмотра, конечно, ближе Минтрансу. Техосмотр, регистрация транспортных средств, обучение водителей, выдача «прав» – все это в Европе не входит в функции полиции. Она регулирует дорожное движение, разбирает дорожно-транспортные происшествия, задерживает преступников. Все остальное делают гражданские инстанции. Посудите сами: МВД – силовое министерство. Когда проходит техосмотр или регистрация транспортных средств, о каком применении силы или установлении порядка силовыми методами может идти речь? Зачем человеку, проводящему техосмотр, пистолет? Кроме того, сейчас, когда функции проведения ТО и контроль за ними возложены на одно и то же ведомство, как может оно само себя наказать в случае некачественного их выполнения? В Украине сегодня, по статистике ГАИ, только 1% аварий происходит из-за технической неисправности автомобиля, а в США и Европе – от 15 до 20%. Почему? Cотрудники ГАИ, которые отвечают за техосмотр, не заинтересованы показывать большую цифру неисправностей. Они сами проводят ТО, значит, если причиной аварии стало техническое состояние автомобиля, косвенно виновата в ней Госавтоинспекция. Соответственно, при разбирательствах на месте ДТП информацию о том, что автомобиль был неисправен на момент прохождения ТО, лучше опустить. Следует заметить, что значительная часть «осмотров» проводится формально, без испытаний, из-за отсутствия соответствующей базы и оборудования у ГАИ и надлежащего контроля. Пока техосмотром занимается одна структура, в ней нет конкуренции, а значит – нет объективности и прозрачности. Все было бы по-другому, если бы у нас этим занимались бизнес-организации, как в странах Европы. В одном населенном пункте было бы три-четыре компании, которые проводят техосмотр, и структура, которая их для этой деятельности аккредитовала и контролирует. В такой ситуации всегда можно определить, какая из инстанций нарушает законодательство, и лишить ее аккредитации. Я думаю, сейчас в Украине уже достаточно СТО, которые могут провести техосмотр. При этом важно ограничить возможность станции направлять автомобиль к себе же на принудительный ремонт. Чтобы этого не происходило, когда будет создаваться нормативный акт об инструментальном контроле, в нем должно быть записано одно положение: тот, кто проводит техосмотр машины, не может ее ремонтировать. |
|
|
| Мнение Минтранса | | Владимир Синько Начальник Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте (Минтранс) Украина 13 октября 1997 года присоединилась к Международному соглашению о принятии единых условий проведения периодических техосмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких техосмотров. Сегодня соглашение подписали 19 стран мира. И во всех этих государствах функции проведения этой процедуры лежат на министерствах транспорта. Дорожная полиция ТО не проводит. Чтобы в Украине это международное соглашение начало действовать, оно должно пройти ратификацию. Министерство транспорта и связи подготовило проект Указа Президента «О присоединении Украины к Соглашению…». Этот документ уже прошел согласования с десятью министерствами и ведомствами нашей страны. Конечная цель готовящегося указа – создание для украинских автомобилей Международного сертификата технического осмотра, который будут признавать все страны, присоединившиеся к соглашению. Что касается проведения техосмотра, то Глававтотрансинспекция не хочет перетягивать на себя те или иные функции других ведомств. Но мы должны привести наше законодательство в соответствие с европейскими нормами. За рубежом, в частности, в Европе, техосмотр проводит не полиция, а соответствующим образом оснащенные и сертифицированные диагностические центры. А контролирует их министерство транспорта. Такую технологию проведения техосмотра, по моему мнению, необходимо реализовать и в Украине. И принятие необходимых изменений в наше законодательство сдерживает только то, что до настоящего времени не подписан вышеупомянутый Указ Президента. Я считаю, что изменения в технологии проведения техосмотра в целом повысят уровень безопасности перевозок автомобильным транспортом и снизят число ДТП на дорогах. По нашим данным, сегодня 70% ТС, задействованных в пассажирских перевозках, исчерпали срок своей службы. В результате – как минимум 3-4% ДТП на таком транспорте происходит из-за технических неисправностей. |
|
|
| Мнение ГАИ | | Василий Зайченко Заместитель начальника управления ДГАИ, полковник милиции Безусловно, наше законодательство должно быть согласовано с международными нормами, в частности, с Международным соглашением о принятии единых условий проведения периодических техосмотров колесных транспортных средств, но только в той части, которая говорит о сроках, порядке проведения техосмотра, а также о документах, которые выдаются при этом. У многих же складывается впечатление, будто в Украине государственный технический осмотр заключается только в проверке технического состояния транспортного средства. На самом деле во время государственного ТО, как и во всех других странах, выполняются полицейские функции. Первое – это проверка законности регистрации ТС на основании информации автоматизированных баз данных о зарегистрированных транспортных средствах (в будущем – единого государственного реестра зарегистрированных транспортных средств), а также выяснение, не находится ли ТС в розыске. Кроме того, при проведении техосмотра проверяется наличие водительского удостоверения соответствующей категории, а также контролируется уплата транспортного сбора. Еще одна полицейская функция – проверка на предмет наличия «перебитых» номеров на узлах и агрегатах. И только на последнем месте идет проверка технического состояния ТС. Эту функцию действительно можно передать соответствующим образом аккредитованным станциям технического обслуживания, возможно, связав ее с обязательным страхованием, что будет способствовать качеству проверки. Если это произойдет, процедура техосмотра будет выглядеть так: человек получает документ о проверке технического состояния ТС, приносит его в орган ГАИ, после чего документы, информацию об автомобиле и водителе (в том числе о прохождении медосмотра и уплате транспортного сбора) проверяют по соответствующим базам данных. Только после этого будет выдан талон о прохождении государственного техосмотра. Кроме того, необходимо законодательно определить механизм запрета эксплуатации транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр. На сегодня из-за отсутствия такого механизма владельцы неисправных машин беспрепятственно эксплуатируют их, создавая угрозу другим участникам дорожного движения, и уклоняются от уплаты дорожного сбора. |
|
|
Чем занимается ГГАИ? |
Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте (структура Минтранса) проводит государственный контроль и лицензирование, а также осуществляет надзор за безопасностью перевозок на автомобильном транспорте. Сегодня в Украине на рынке автоперевозок (грузовых и пассажирских) работает около 58 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Они располагают 220 тыс. единиц техники. |
|
|
Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко