Техосмотр без ГАИ?

На парламентских слушаниях в начале октября новый министр транспорта Виктор Бондарь выступил с инициативой передать функцию контроля за проведением техосмотра структурам Министерства транспорта и связи. Ведь проверкой технического состояния автотранспорта в большинстве стран Европы занимаются аналогичные ведомства. Но есть и другие мнения…

На парламентских слушаниях в начале октября новый министр транспорта Виктор Бондарь выступил с инициативой передать функцию контроля за проведением техосмотра структурам Министерства транспорта и связи. Ведь проверкой технического состояния автотранспорта в большинстве стран Европы занимаются аналогичные ведомства. Но есть и другие мнения…

В последнее время в правительственных кругах, а также средствах массовой информации неоднократно обсуждался вопрос о том, кто на самом деле должен проводить техосмотр – ГАИ или Минтранс. Мы решили выяснить, как проводится эта процедура в других странах и каковы перспективы ее передачи от ГАИ к Минтрансу в Украине.

В государствах Европы техосмотр проходит по-разному, но полиция почти нигде не занимается его проведением. Например, во Франции существует пять не зависимых друг от друга коммерческих компаний. В их функции входит проведение техосмотра, а уже контроль за его прохождением владельцами транспортных средств осуществляет полиция. У каждой компании должны быть станции контроля во всех 22 областях Франции. Расстояние от ближайшего населенного пункта до станции не должно превышать 30 км. Если эти условия выполнены и техническое оснащение фирмы отвечает нормативам, ее регистрируют и сертифицируют для проведения техосмотра. В функции этих компаний входит исключительно инструментальный контроль, ремонтом они не занимаются. Такое ограничение введено для того, чтобы станции не принуждали людей ремонтировать свои авто. В противном случае человеку, не разбирающемуся досконально в устройстве машины, могли бы навязывать ремонт, ссылаясь на то, что без него автомобиль ТО не пройдет.

В Швеции организация проведения техосмотра немного иная. Там работает одна компания, в состав акционеров которой входит и государство. Но требования к сети те же – минимальное расстояние от населенного пункта и т. д.

Автомобили граждан, не прошедших техосмотр с первого раза, не отправят на штрафплощадку. Владельцу дают месяц на устранение технических неисправностей и прохождение процедуры. Если это не удастся и во второй раз, машину арестуют. В Швеции данные о техосмотре всех автомобилей внесены в специальную компьютерную базу данных. Любой полицейский может посмотреть, каково техническое состояние того или иного авто.

В Германии техосмотром занимаются компании TUV и Dekkra. Когда-то они были государственными, теперь это акционерные общества. Похожая ситуация в Польше и большинстве стран Европы. Какую схему выберет Украина, пока неизвестно.

Прокомментировать возможную передачу техосмотра Минтрансу в Украине мы попросили представителей Минтранса и Министерства внутренних дел.

 Мнение ученого  

Анатолий Редзюк. Директор Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института (ГосавтотрансНИИпроект)Анатолий Редзюк
Директор Государственного автотранспортного научно-исследовательского и проектного института (ГосавтотрансНИИпроект)

Если исходить из европейского опыта, то функции техосмотра, конечно, ближе Минтрансу. Техосмотр, регистрация транспортных средств, обучение водителей, выдача «прав» – все это в Европе не входит в функции полиции. Она регулирует дорожное движение, разбирает дорожно-транспортные происшествия, задерживает преступников. Все остальное делают гражданские инстанции. Посудите сами: МВД – силовое министерство. Когда проходит техосмотр или регистрация транспортных средств, о каком применении силы или установлении порядка силовыми методами может идти речь? Зачем человеку, проводящему техосмотр, пистолет?

Кроме того, сейчас, когда функции проведения ТО и контроль за ними возложены на одно и то же ведомство, как может оно само себя наказать в случае некачественного их выполнения? В Украине сегодня, по статистике ГАИ, только 1% аварий происходит из-за технической неисправности автомобиля, а в США и Европе – от 15 до 20%. Почему? Cотрудники ГАИ, которые отвечают за техосмотр, не заинтересованы показывать большую цифру неисправностей. Они сами проводят ТО, значит, если причиной аварии стало техническое состояние автомобиля, косвенно виновата в ней Госавтоинспекция. Соответственно, при разбирательствах на месте ДТП информацию о том, что автомобиль был неисправен на момент прохождения ТО, лучше опустить. Следует заметить, что значительная часть «осмотров» проводится формально, без испытаний, из-за отсутствия соответствующей базы и оборудования у ГАИ и надлежащего контроля. Пока техосмотром занимается одна структура, в ней нет конкуренции, а значит – нет объективности и прозрачности. Все было бы по-другому, если бы у нас этим занимались бизнес-организации, как в странах Европы. В одном населенном пункте было бы три-четыре компании, которые проводят техосмотр, и структура, которая их для этой деятельности аккредитовала и контролирует. В такой ситуации всегда можно определить, какая из инстанций нарушает законодательство, и лишить ее аккредитации.

Я думаю, сейчас в Украине уже достаточно СТО, которые могут провести техосмотр. При этом важно ограничить возможность станции направлять автомобиль к себе же на принудительный ремонт. Чтобы этого не происходило, когда будет создаваться нормативный акт об инструментальном контроле, в нем должно быть записано одно положение: тот, кто проводит техосмотр машины, не может ее ремонтировать.

 Мнение Минтранса  

Владимир Синько. Начальник Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте (Минтранс)Владимир Синько
Начальник Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте (Минтранс)

Украина 13 октября 1997 года присоединилась к Международному соглашению о принятии единых условий проведения периодических техосмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких техосмотров. Сегодня соглашение подписали 19 стран мира. И во всех этих государствах функции проведения этой процедуры лежат на министерствах транспорта. Дорожная полиция ТО не проводит.

Чтобы в Украине это международное соглашение начало действовать, оно должно пройти ратификацию. Министерство транспорта и связи подготовило проект Указа Президента «О присоединении Украины к Соглашению…». Этот документ уже прошел согласования с десятью министерствами и ведомствами нашей страны. Конечная цель готовящегося указа – создание для украинских автомобилей Международного сертификата технического осмотра, который будут признавать все страны, присоединившиеся к соглашению.

Что касается проведения техосмотра, то Глававтотрансинспекция не хочет перетягивать на себя те или иные функции других ведомств. Но мы должны привести наше законодательство в соответствие с европейскими нормами. За рубежом, в частности, в Европе, техосмотр проводит не полиция, а соответствующим образом оснащенные и сертифицированные диагностические центры. А контролирует их министерство транспорта. Такую технологию проведения техосмотра, по моему мнению, необходимо реализовать и в Украине. И принятие необходимых изменений в наше законодательство сдерживает только то, что до настоящего времени не подписан вышеупомянутый Указ Президента.

Я считаю, что изменения в технологии проведения техосмотра в целом повысят уровень безопасности перевозок автомобильным транспортом и снизят число ДТП на дорогах. По нашим данным, сегодня 70% ТС, задействованных в пассажирских перевозках, исчерпали срок своей службы. В результате – как минимум 3-4% ДТП на таком транспорте происходит из-за технических неисправностей.

 Мнение ГАИ  

Василий Зайченко. Заместитель начальника управления ДГАИ, полковник милицииВасилий Зайченко
Заместитель начальника управления ДГАИ, полковник милиции

Безусловно, наше законодательство должно быть согласовано с международными нормами, в частности, с Международным соглашением о принятии единых условий проведения периодических техосмотров колесных транспортных средств, но только в той части, которая говорит о сроках, порядке проведения техосмотра, а также о документах, которые выдаются при этом. У многих же складывается впечатление, будто в Украине государственный технический осмотр заключается только в проверке технического состояния транспортного средства.

На самом деле во время государственного ТО, как и во всех других странах, выполняются полицейские функции. Первое – это проверка законности регистрации ТС на основании информации автоматизированных баз данных о зарегистрированных транспортных средствах (в будущем – единого государственного реестра зарегистрированных транспортных средств), а также выяснение, не находится ли ТС в розыске. Кроме того, при проведении техосмотра проверяется наличие водительского удостоверения соответствующей категории, а также контролируется уплата транспортного сбора. Еще одна полицейская функция – проверка на предмет наличия «перебитых» номеров на узлах и агрегатах. И только на последнем месте идет проверка технического состояния ТС. Эту функцию действительно можно передать соответствующим образом аккредитованным станциям технического обслуживания, возможно, связав ее с обязательным страхованием, что будет способствовать качеству проверки.

Если это произойдет, процедура техосмотра будет выглядеть так: человек получает документ о проверке технического состояния ТС, приносит его в орган ГАИ, после чего документы, информацию об автомобиле и водителе (в том числе о прохождении медосмотра и уплате транспортного сбора) проверяют по соответствующим базам данных. Только после этого будет выдан талон о прохождении государственного техосмотра.

Кроме того, необходимо законодательно определить механизм запрета эксплуатации транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр. На сегодня из-за отсутствия такого механизма владельцы неисправных машин беспрепятственно эксплуатируют их, создавая угрозу другим участникам дорожного движения, и уклоняются от уплаты дорожного сбора.

Техосмотр должны проводить:Техосмотр должен быть:В рамках акции «Безпека починається з тебе» наши читатели так ответили на вопросы о том, каким должен быть техосмотр и кто его должен проводить.

 Чем занимается ГГАИ?

Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте (структура Минтранса) проводит государственный контроль и лицензирование, а также осуществляет надзор за безопасностью перевозок на автомобильном транспорте. Сегодня в Украине на рынке автоперевозок (грузовых и пассажирских) работает около 58 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Они располагают 220 тыс. единиц техники.

Светлана Скрипка
Фото Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.





НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ