Виновата… дорога?

В Виннице нормальных дорог практически нет. 13-го апреля ночью я налетел на стоящий в полуразрушенном канализационном колодце вертикально торцом ко мне люк. Результат – у моего БМВ (Е34) разбит картер и разрублены пополам обе передние балки. Ремонта на 500 долларов! Я вызвал ГАИ, все это зафиксировали, составили протокол. Люк принадлежит «Водоканалу». Очень прошу подсказать, что мне делать дальше. Свидетели есть.

Оксана Прокопенко, адвокат, кандидат юридических наук На вопросы наших читателей отвечает Оксана Прокопенко, адвокат, кандидат юридических наук

В Виннице нормальных дорог практически нет. 13-го апреля ночью я налетел на стоящий в полуразрушенном канализационном колодце вертикально торцом ко мне люк. Результат – у моего БМВ (Е34) разбит картер и разрублены пополам обе передние балки. Ремонта на 500 долларов! Я вызвал ГАИ, все это зафиксировали, составили протокол. Люк принадлежит «Водоканалу». Очень прошу подсказать, что мне делать дальше. Свидетели есть.

Артем

Раз уж вы упомянули о принадлежности люка «Водоканалу», понятно, что к дорожникам вы уже обращались. Дежурная отговорка о «Водоканале» рассчитана на то, чтобы на пару месяцев отправить водителя вместе с его претензиями в бесполезное путешествие по изнурительному бюрократическому кругу. Глядишь, на второй заход у него уже не останется ни сил, ни желания. Но закон на вашей стороне.

Согласно ст. 9, 24 Закона «О дорожном движении» ответственность за соблюдение стандартов и создание безопасных условий движения несут владельцы дорог. Они же обязаны компенсировать расходы и моральный ущерб автомобилистам, если ДТП произошло по причине неудовлетворительного содержания дороги. И ваш автомобиль был поврежден именно по этой причине, а не из-за неудовлетворительной эксплуатации канализации. «Водоканал» действительно является собственником люка и его крышки. Но пытаться привлечь его к ответственности за ДТП неверно. Крышка люка находится на дороге – территории, предназначенной для движения транспортных средств со всеми размещенными на ней сооружениями. Крышка – неотъемлемый элемент дорожного покрытия. Дыры лишают дорогу ее целевого назначения – безопасного перемещения по ней.

В данном случае нарушен ГОСТ Украины «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию» (ДСТУ3587-97). П.3.1.7 этого документа требует, чтобы люки не были разрушены и соответствовали ГОСТу-3634-89 «Люки чугунные для смотровых колодцев», согласно п.1.3.7 которого крышка люка должна плотно прилегать к опорной поверхности корпуса.

Ответственность за то, что открытый люк создал опасность для движения, должен нести собственник дороги – дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ) соответствующего района, которому данный участок дороги передан на баланс.

Но в суде вы наверняка столкнетесь с нежеланием ДЭУ опустошать собственный счет. В обоснование могут приводиться аргументы не только о собственнике крышки люка, но и о нарушении вами ПДД. При этом логика дорожников кажется им самим железной: коль скоро только одна из многих машин попала в люк, то виноват в этом водитель, недостаточно внимательно наблюдавший за дорогой. А в вашем случае, когда дорога свободная, вы, дескать, выбрали скорость, не соответствующую видимости дороги. Подумайте, как вы разубедите в этом суд. Может быть, впереди ехал грузовик и пропустил открытый люк между колес? Это могло лишить вас возможности увидеть помеху в пределах пути экстренного торможения. И, конечно, очень важно, как отреагировали на ДТП сотрудники ГАИ. Составлен ли протокол на дорожников? Каков результат его рассмотрения? Привлечение одного из должностных лиц ДЭУ к админответственности за неудовлетворительное содержание дороги, повлекшее ДТП, – это весомый козырь для вашей победы в суде. Поищите адвокатов, выигрывавших подобные дела. Возьмите у них копию одного из решений. На приеме у начальника вышестоящей организации (например, в Киеве это корпорация «Киевавтодор») проявите решимость отстаивать свои права до конца. Иногда такие меры способны поколебать неприступность ДЭУ и заставляют возместить нанесенный автовладельцу ущерб.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.