Водительские обязанности

При нарушении какого-либо пункта одного нормативного акта – Правил дорожного движения – водители могут нести ответственность сразу по нескольким кодексам: Гражданскому, Уголовному или кодексу об административных правонарушениях.

Правовую консультацию для автомобилистов ведет адвокат Петр Герасимов, юридическая фирма «Де-юре сервис»

При нарушении какого-либо пункта одного нормативного акта – Правил дорожного движения – водители могут нести ответственность сразу по нескольким кодексам: Гражданскому, Уголовному или кодексу об административных правонарушениях.

Отношения в сфере безопасности дорожного движения регулируются Законом Украины «О дорожном движении» и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами. Основным из них являются Правила дорожного движения (ПДД), утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года. Если водитель нарушает эти Правила, его можно привлечь к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Если нарушения ПДД повлекли серьезные последствия (средней степени или тяжкие телесные повреждения, человеческие жертвы), виновники несут ответственность по ст. 286 Уголовного кодекса Украины. Более того, к уголовной ответственности может быть привлечен не только водитель, а и должностные лица – например, за допущение к эксплуатации технически неисправных транспортных средств (ст. 287 УК), нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 288 УК) и др.

Признаки и последствия

Основной нормой уголовного права, регулирующей отношения в области безопасности дорожного движения, является ст. 286 Уголовного кодекса Украины, которая состоит из трех частей. Ч. 1 предусматривает ответственность за действия, в результате которых потерпевшему нанесены телесные повреждения средней тяжести, ч. 2 – за тяжкие телесные повреждения либо смерть, ч. 3 – за гибель двух или более лиц.

Уголовная ответственность предполагает обязательное наличие последствий: нанесение средних или тяжких телесных повреждений либо смерть, обусловленные нарушением ПДД.

Объектом преступления является безопасность дорожного движения, а также здоровье и жизнь граждан. Под нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта закон подразумевает действие или бездействие лица, управляющего транспортным средством, связанное с нарушением одного или нескольких требований Правил дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил обгона, эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой и т. п.). Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя следующие обязательные признаки: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; наступление общественно опасных последствий; наличие причинной связи между нарушением правил и наступившими последствиями.

Уголовная ответственность за рассматриваемые преступления предполагает обязательное наличие последствий, причинно обусловленных совершенными нарушениями Правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Поэтому, если нарушения не повлекли указанных в законе последствий, состав преступления отсутствует и может наступить ответственность административная, которая определена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).

Штраф и не только

Самым распространенным административным правонарушением в этой сфере является нарушение Правил дорожного движения, в результате которого были повреждены транспортные средства, грузы, дороги, дорожные сооружения и другое имущество (ст. 124 КоАП). За это предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1 до 4 необлагаемых минимумов доходов граждан (в данном случае используется значение 1 НМДГ – 17 грн.) или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев.

Следует отметить, что при разборе административных дел этой категории у участников аварии может возникнуть ряд проблем. Ведь установление виновника ДТП и наступление соответствующих правовых последствий зависит от объективности выявленных в ходе проверки обстоятельств аварии, а при административных правонарушениях четкой процедуры проведения таких проверок нет. Это может сказываться на объективности и правильности выводов, сделанных должностными лицами ГАИ или суда. Кроме того, статья 38 КоАП Украины ограничивает срок наложения административного взыскания двумя месяцами, а в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его закрытии – одним месяцем со дня принятия решения. Данные факторы способствуют тому, что по административным делам экспертизы, в которых может возникнуть необходимость, назначать не хотят.

Административные взыскания – это не только достаточно невысокие штрафы, механизм взимания которых недостаточно проработан. При нарушении ПДД водителя могут ждать куда большие неприятности – например, лишение «прав». Но вместе с административной или уголовной ответственностью может наступить гражданско-правовая. Речь идет о взыскании материального и морального ущерба, нанесенного виновником ДТП, в пользу третьих лиц. А суммы такого ущерба зачастую куда больше, чем штраф. Учитывая вышеизложенное, каждый водитель должен знать хотя бы азы начальной правовой защиты, потому что именно от первоначальных показаний и настойчивости участников дорожного движения зависит правильность и объективность принятого должностными лицами решения. Еще лучше, если защищать водителя будет адвокат, специализирующийся на проблемах дорожного движения.

Фото Юрий Нестерова

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.