X

Водительские права со сроком годности

Возможно, скоро отечественных автомобилистов ожидают очередные большие перемены – водительские удостоверения будут иметь ограниченный срок действия, отменят нотариальные доверенности, штрафы будут зависеть от категории водителя и пр.

Возможно, скоро отечественных автомобилистов ожидают очередные большие перемены – водительские удостоверения будут иметь ограниченный срок действия, отменят нотариальные доверенности, штрафы будут зависеть от категории водителя и пр.

Возможно, скоро отечественных автомобилистов ожидают очередные большие перемены – водительские удостоверения будут иметь ограниченный срок действия, отменят нотариальные доверенности, штрафы будут зависеть от категории водителя и пр.

Департамент ГАИ подготовил ряд изменений и дополнений в законодательные акты Украины. Все это сделано после недавнего заявления главы МВД Анатолия Могилева. Напомним, министр высказался о необходимости приведения водительских прав в соответствие с требованиями Международной Конвенции о дорожном движении, об упрощении порядка использования транспортных средств, а также об усилении ответственности за нарушения ПДД, которые могут привести к тяжким последствиям.

В нынешних пластиковых бланках водительских прав предусмотрено место под внесение даты окончания срока действия той или иной категории – пункт и столбец 11.

Ноу-хау от ГАИ: за нарушения правил проезда железнодорожных переездов предлагается ввести разную степень ответственности в зависимости от категории водителей.

Для национальных прав предлагается установить срок действия 10 лет, а для международных – 3 года, но последний не должен превышать срок действия национальных удостоверений.

Если инициативы ГАИ одобрят, водители смогут обходиться без дорогостоящих нотариальных доверенностей – достаточно будет письменного заявления владельца ТС.

За управление транспортными средствами в состоянии опьянения министр внутренних дел потребовал предусмотреть самую строгую ответственность – только лишение водительских прав.

Права со сроком

Предлагается внести изменения в Положение о порядке выдачи водительского удостоверения. В частности, задекларировать, что срок действия национальных прав составит 10 лет. По его истечении удостоверение нужно заменить. Для практикующих водителей эта процедура будет простой. Если они на протяжении последних 12 месяцев эксплуатировали ТС, то им обменяют права без сдачи экзаменов. Те же, кто не ездил на авто, получат новые права только после сдачи теоретического и практического экзаменов. Хочется сказать и о приятном новшестве – ограничение срока действия прав коснется только тех, кто получит их после вступления в силу проекта данных изменений.

Кроме того, Положение о порядке выдачи прав дополнено новым пунктом, предусматривающим выдачу международных водительских удостоверений. Они в основном нужны украинским водителям-профессионалам, работающим на международных маршрутах. Данный документ ГАИ выдает на основании национальных прав по письменному заявлению водителя без сдачи им экзаменов. Международные права разрешается использовать только за пределами Украины. Срок их действия – 3 года, но при этом он не должен превышать срок действия национальных прав.

Необходимость ограничения сроков прав продиктована Конвенцией о дорожном движении – ст. 43 и приложение № 6, вступающие в силу с 29 марта 2011 г. Начиная с указанной даты, все страны – участницы Конвенции обязаны выдавать права, в которых будет указываться окончание срока их действия.

Если в Украине на законодательном уровне не введут данные изменения и в правах не будут ставить дату ограничения срока их действия, у наших соотечественников, получивших удостоверения после 29 марта 2011 года, за границей могут возникнуть проблемы с полицией.
Без доверенностей!

ДГАИ также подготовлен законопроект, изменяющий порядок использования ТС. Предлагается отменить контроль ГАИ за путевыми листами и доверенностями. Управлять ТС в отсутствие его владельца сможет любое лицо на основании письменного заявления владельца. Этот документ хозяин авто может самостоятельно предъявить в ГАИ или же отослать его по почте (при этом заявление нужно заверить нотариально). На основании полученных данных ГАИ внесет информацию о лице, которому разрешается управлять ТС, в автоматизированную базу данных. Все это будет осуществляться бесплатно.

Если народные избранники поддержат идею ограничения срока действия прав, эта норма коснется только тех водителей, которые получат удостоверения после вступления в силу этих изменений.

Штрафы по категориям

Выполняя требования главы МВД, ДГАИ подготовил изменения в Административный Кодекс, в результате которых ужесточается ответственность за нарушения ПДД, способные повлечь тяжкие последствия. К тому же гаишники предложили необычное ноу-хау – узаконить разные суммы штрафов в зависимости от категории водителей (рядовые, пассажироперевозчики, перевозящие опасные грузы). Оно коснется пока только одного вида нарушения.

Планируется увеличить штрафы за нарушение правил проезда железнодорожных переездов. При выезде на переезд на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика или дежурного по переезду при закрытом шлагбауме штраф для всех водителей вырастет в три(!) раза – с 340–425 грн. до 1190–1360 грн. или же нарушителю грозит лишение прав сроком на 6–12 месяцев с оплатным изъятием ТС или без такового. При совершении иных нарушений на переезде (например, обгон других ТС, невыполнение знака 2.2 «Движение без остановки запрещено» и т. п.) рядовые водители заплатят 510–595 грн., а перевозящие пассажиров или опасные грузы – 680–850 грн.

В 1,5 раза хотят повысить штраф за нарушение правил пассажирских перевозок. За перевозку людей без лицензии – до 510–595 грн., а за хранение пассажирского транспорта за территорией автопарков – до 850–1020 грн. Появится также новая норма – водителям автобусов, осуществляющим нерегулярные перевозки, если они решили перевезти пассажиров с 22 часов до 6 часов утра, грозит штраф 850–1020 грн., а должностным лицам – 1360–1700 грн.

Пьянство, ремни и травмы

Планируется повысить ответственность водителей за неиспользование ремней безопасности – с 51–85 грн. до 170–255 грн. и за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Глава МВД отметил, что в отношении любителей хмельных рейсов суды часто выносят лояльные решения, ограничиваясь штрафом (2550–3400 грн.). Для некоторых лиц это не является сдерживающим фактором. Анатолий Могилев потребовал предусмотреть за такие нарушения более строгие меры воздействия. В связи с этим предлагается исключить денежный штраф, а пьяных водителей сразу же лишать прав на 1–3 года или задерживать их на 10–15 суток, а при повторном подобном нарушении в течение года отбирать права на 3–10 лет.
Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Украины предлагают дополнить новым видом ответственности – за совершение нарушений ПДД, которые повлекли телесные повреждения легкой степени тяжести (средние и тяжкие, а также смерть лиц относятся к компетенции Уголовного кодекса Украины, ст. 286). В случае получения пострадавшими легких травм виновнику дорожно-транспортного происшествия грозит штраф в 1360–1700 грн. или лишение прав сроком на 6–12 месяцев.

Пока в проектах

В завершение отметим, что все вышеперечисленные новшества существуют пока только в проектах законодательных документов и до их принятия еще очень далеко. Сначала они должны пройти обсуждение в Кабмине и Верховной Раде и только потом будут вынесены на рассмотрение народных избранников.

Ныне же все эти проекты можно обсудить на официальном сайте Департамента Госавтоинспекции (www.sai.gov.ua). ГАИ интересует мнение общественности, поэтому она призывает всех заинтересованных высказать свое мнение по поводу подготовленных нововведений.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото из архива редакции