X

Законы за нарушителей?

Все ли правомерно в действиях ГАИ.

Все ли правомерно в действиях ГАИ.

Работники ГАИ продолжают изымать водительские удостоверения, доставлять нарушителей в судебные учреждения или выдавать уведомления в суд. Насколько законны эти их действия?

О том, что за нарушение ПДД легко можно лишиться водительского удостоверения, украинские водители хорошо знают. Вместе с тем, хотим обратить внимание, что действующим Кодексом Украины «Об административных правонарушениях» лишение права управления предусмотрено только в четырех случаях:

управление ТС в нетрезвом состоянии;
дорожно-транспортное происшествие;
невыполнение требований работника ГАИ об остановке и уезд с места ДТП;
нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной ситуации.

Но не обязательно за все эти нарушения в суде лишают прав – как альтернатива соответствующими статьями КоАП предусмотрен штраф.

Знайте разницу!

Самая «любимая» статья работников ГАИ, по которой они задерживают права, – создание аварийной ситуации. Она же часто является весьма спорной, так как автоинспекторы «подгоняют» под нее многие нарушения правил, за которые предусмотрен обычный штраф. Следует знать, что под термином «аварийная ситуация» в КоАП подразумеваются нарушения ПДД, которые вынудили других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять другие меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан. Если вы развернулись через двойную осевую линию разметки на пустой дороге и своими действиями не создали помеху для движения других транспортных средств, то классифицировать такое нарушение как создание аварийной ситуации нельзя. Оно подпадает под ст. 122 ч. 2 КоАП Украины (невыполнение требований разметки) – штраф от 3,4 до 8,5 грн. Но если ваш маневр помешал остальным участникам движения – это нарушение уже относится к компетенции ст. 122 ч. 4 КоАП (создание аварийной ситуации) – штраф 34–68 грн. или лишение прав на 3–6 месяцев.

Уведомление не имеет законной силы.Официальный документ – повестка в суд.

Если вы считаете, что «аварийку» вам приписывают неправомерно, свою позицию нужно отразить в протоколе об административном нарушении, а также аргументировать в суде.

Повестка или уведомление?

При выявлении вышеупомянутых грубых нарушений ПДД работники ГАИ составляют соответствующий административный протокол и задерживают права, приобщая их к делу. Законность задержания «корочек», по мнению многих юристов, вызывает сомнения, особенно если вас не везут в суд, а выдают уведомление о том, что в определенное время вы должны явиться в судебное учреждение. Такое уведомление не имеет законной силы – официальным документом является повестка. Этот документ должен выдаваться под расписку, которая возвращается в суд и прикрепляется к делу. В случае отказа от получения повестки лицо, ее доставляющее, делает соответствующую запись на документе, скрепляет ее своей подписью и передает в суд. В данном случае считается, что нарушитель был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела. И если он не является в суд, дело рассматривается без его участия. А уведомления – «изобретение» ГАИ.

Если водителя забирают в суд, гаишники обязаны составить протокол об административном задержании лица.

Задержание или изъятие?

Согласно ст. 260 КоАП с целью «…обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и выполнения постановлений в делах об административных нарушениях допускается административное задержание лиц, личный осмотр вещей и изъятие вещей и документов». При этом нужно четко разделить понятия «административное задержание лиц» и «изъятие вещей и документов».

Так, в п. 1 действующей ст. 262 КоАП указано, что осуществлять административное задержание сотрудники милиции имеют право даже при нарушении Правил дорожного движения. Поэтому если гаишники за управление ТС в нетрезвом состоянии, уезд с места ДТП и прочие грубые нарушения доставляют водителя в суд – их действия вполне законны. Но при одном условии. Они обязаны составить еще один протокол – об административном задержании лица (ст. 261 КоАП).

Теперь об изъятии вещей и документов, в частности водительских удостоверений. Вышеупомянутой ст. 260 КоАП это допускается, а порядок проведения действий определяется этим Кодексом и другими Законами Украины. В ст. 265 КоАП указано, что документы изымаются, только когда они являются орудием или непосредственным объектом правонарушения. В данном случае водительское удостоверение таковым не является. Более того, Закон Украины № 2350-III от 05.04.2001 года исключил из ст. 265 часть 5 – изъятие водительского удостоверения у лиц, совершивших нарушение, за которое КоАП предусмотрено лишение права управления. Не разрешено лишение прав и Законом Украины «О дорожном движении», из ст. 15 которого в 2004 году была исключена часть 13, позволяющая работникам ГАИ осуществлять такие действия.

Результат есть Как видим, некоторые действия работников ГАИ не подкреплены соответствующими законодательными документами. И опытным юристам не составит большого труда в случае судебного разбирательства решить дело в пользу водителя. Но правовой нигилизм в сфере дорожного движения, низкая ответственность за допущенные нарушения ПДД и ощущение безнаказанности настолько распустили многомиллионную армию водителей, что ездить у нас стало опасно для жизни. По данным ДГАИ, каждые 2 часа на дорогах гибнет человек! Чтобы навести порядок на автодорогах, МВД прибегает к таким не вполне обоснованным, но эффективным методам воспитания нарушителей. Ведь пока не принято новое законодательство, существенно повышающее ответственность за нарушения ПДД, других методов воздействия на участников движения сегодня нет.

Подобный маневр, создавший помеху остальным участникам движения, подпадает под «аварийную ситуацию», что грозит штрафом 34–68 грн. или лишением прав на 3–6 месяцев.
Уведомление о необходимости явиться в суд, выдаваемое работниками ГАИ при оформлении нарушения ПДД – без печати и указания вида нарушения и статьи КоАП.
На лицевой стороне повестки указано, в связи с чем вы вызываетесь в суд, и на ней обязательно ставится оттиск определенного судебного учреждения…
а на оборотной стороне – выписка из статей различных кодексов об ответственности лица, не явившегося по повестке в суд.

 Мнение юриста  

Андрей Евстигнеев
Адвокат адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев»

Уведомление ГАИ – документ, не предусмотренный КоАП Украины, а значит, не имеющий процессуального значения, поэтому каких-либо последствий (как негативных, так и позитивных) от его неподписания с точки зрения закона быть не может. Замечу, что практика выдачи подобных уведомлений способна вызывать сомнения в непредвзятости судебного рассмотрения дела, ведь заинтересованное в его исходе лицо – работник ГАИ – определяет время и место рассмотрения дела. Конечно, считать их надлежащим документом о судебном заседании нельзя, так как рассылать такие уведомления (повестки) – прерогатива суда. Однако несмотря на полное право не оставлять свою подпись на уведомлении, игнорировать указанную в нем информацию не стоит. Как свидетельствует практика последних недель, неявка в суд не является препятствием для рассмотрения дела. Кроме того, тот, кто не придет в суд, не сможет отстоять свою позицию, а результат – чаще всего негативное для него решение.

Готовиться к суду советую особенно тщательно. А тем, кому грозит лишение водительского удостоверения, лучше обратиться к адвокату. Грамотное отстаивание вашей позиции в суде не только повышает шансы на позитивный исход, но и «добавляет баллов» в случае, если постановление суда придется обжаловать. Средняя стоимость услуг грамотного адвоката по таким делам – 1-2 тыс. грн.

Я твердо убежден, что работники ГАИ не имеют права изымать права при составлении протокола. Обжаловать такие действия гаишников можно, например, в прокуратуре. Однако, по всей вероятности, прокуратура считает их правомерными, так как никакой информации о привлечении работников ГАИ к ответственности за превышение полномочий в форме изъятия прав не поступает, а сомневаться в осведомленности прокуратуры о действиях ГАИ не приходится.

Подготовил Семен Пыльный
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича и Владислава Бойко