Так уж получилось, что моя карьера спортивного журналиста началась в 1997 году именно с «Чумацького Шляха». А значит, есть отличная возможность оглянуться назад и сравнить нынешнее херсонское ралли с гонкой десятилетней давности.
| | Так уж получилось, что моя карьера спортивного журналиста началась в 1997 году именно с «Чумацького Шляха». А значит, есть отличная возможность оглянуться назад и сравнить нынешнее херсонское ралли с гонкой десятилетней давности. |
Тте времена Херсон по праву называли раллийной столицей. Местный автоклуб проводил по два-три ралли в сезон («Чумацький Шлях», «Скиф», «Колесо»), то есть, как минимум, половину этапов чемпионата Украины. Прибавьте сюда ралли журналистов, слалом, ралли первой категории и единственное в стране многоэтапное первенство среди любителей – и вы поймете, что в Таврии ежегодно проходило столько же соревнований, сколько на всей остальной территории страны.
«Чумацький Шлях» считался самой престижной и интересной гонкой в обойме чемпионата и по праву являлся единственным этапом с наивысшим на тот момент коэффициентом сложности – 1,5. Шутка ли, он состоял из гравийных, грунтовых, песчаных и асфальтовых спецучастков, а во время «параллельки» и городского допа в Херсоне можно было снимать «Сталкера». Кроме того, «Шлях» имел международный статус – это ралли являлось украинским этапом Кубка Альянса автофедераций стран Европы и Азии. Афиши и плакаты, завлекавшие зрителей, висели даже на милицейских «уазиках», старт-финишный подиум пестрел логотипами спонсоров, местная радиостанция «Славутич» бомбардировала Херсонщину анонсами и прямыми репортажами, а генеральным спонсором «Шляха» выступал ни много ни мало телеканал «1+1».
Иных уж нет, а те далече…
Увы, еще в 90-х распалась сплоченная команда херсонского автоклуба или вовсе почили в Бозе серии по слалому и любительскому ралли, забыты колоритнейшие спецучастки «Казачьи лагеря», «Карабаи», «Олешки», «Пролетарка»… В этом году организаторы отменили даже жемчужину херсонских ралли – неизменно собиравшую аншлаги «параллельку». В итоге «Шлях», как и каменецкий этап, прошел фактически на одном месте.
В столицу Таврии съехались 27 экипажей против 31-го, стартовавшего на первом этапе: по разным причинам не выехали Алексей Тамразов и Николай Соболев, а Руслан Кучер временно переквалифицировался в штурманы Сергея Чекана. Зато вернулся в строй с новым штурманом и прошедшим ребилдинг в Вильнюсе ралликаром Юрий Шаповалов. Победитель «Шляха» 10-летней давности Валерий Разумовский, гонкой ранее уложивший на крышу свой Evo IX, выехал на арендованной у Ace Racing «шестерке» – тоже, кстати, прошедшей сквозь огонь, воду и медные трубы. Юрий Протасов пересел с финишировавшей в Каменце «на честном слове» WRX Sti на Evo VIII. И, несмотря на сгоревшую на первом же допе турбину, умудрился показать на обоих субботних спецучастках третье время. Увы, на первом же воскресном СУ его «лансер» лишился правого заднего колеса.
Карьер им будет сниться
Впрочем, херсонская гонка как раз и знаменита своими сверхжесткими допами: нередко ее исход решает элементарная «выносливость» техники. Так, на седьмом спецучастке турбированно-полноприводный класс сократился почти на треть. Но если Юрий Шаповалов (гидроусилитель), Дмитрий Рыбак (балка) и Сергей Ведерников (переворот) на момент схода претендовали, в лучшем случае, на места в восьмерке, то Андрей Александров (шаровая опора) был единственным, кто на равных сражался с неизменным лидером «Шляха» Александром Салюком и смог хоть однажды опередить его. Только на «Карьерах» (коротеньких двухкилометровых спецучастках) Владимир Петренко и Валерий Горбань по разу смогли показать одинаковое с победителем время. Одним словом, все идет к тому, что в нынешнем сезоне опередить Салюка будет еще труднее: семь побед на восьми допах на самом сложном и «богатом» сходами украинском ралли – более чем убедительный реванш за проигранный не по своей воле каменецкий этап. Жаль только, что эту красивейшую гонку почти никто не видел. То ли дело 10 лет назад…
|
Стенограмма гонки СУ1 Знаменитая «параллелька», городской спецучасток «Таврический», отменена из соображений безопасности. После первых же тренировок стало понятно, что заезды будут проходить в сплошной пылевой стене. СУ2 Вторую гонку подряд из-за проблем с мотором череду сходов открывает Иван Герман. Компанию ему составляет победитель класса А3 в Каменце Валерий Вартанян, которого подвела электроника. Александр Салюк на 22-километровом допе «Тягинка» привозит ближайшему из преследователей, Владимиру Петренко, 12,3 сек. СУ3 Юрий Протасов оштрафован на 10 секунд за минутную задержку на сервисе – механики заменили ему турбину за 16 минут вместо дозволенных 15-ти. Валерий Разумовский и Александр Тонкошкур получили легкое отравление из-за незакрытой крышки бензобака и проникших в салон паров бензина. Отремонтировав буксовавшее сцепление, Андрей Александров сходу снял со своего времени почти полминуты, чуть-чуть не дотянув (+0,4 с) до победного результата Салюка. СУ4 Третья победа Салюка на допе и сход претендовавшего на подиум Юрия Протасова. Череду побед Вадима Трутнева в А3 нарушил Игорь Сторчак. СУ5 Единственный не выигранный победителем спецучасток: на первом проезде 2-километрового СУ «Карьер» Александров опередил Салюка на 1,2 с. Из-за неполадок в моторе сходит Владимир Трубин, наиболее реальный претендент на победу в У2. Вторую гонку кряду попадает в аварию Сергей Чекан. Из-за резко возросшей температуры охлаждающей жидкости «сбрасывается» Игорь Сторчак. СУ6 Очередной триумф Салюка; Александров замедляется из-за проблем с шаровой опорой. Начавший гонку «за здравие» Вадим Трутнев сходит из-за пробитого радиатора. СУ7 Салюк и Петренко показывают одинаковое лучшее время. Сход сразу четырех экипажей класса N4. СУ8 На последнем проезде «Тягинки» лидер проигрывает сам себе почти 3 с, но все равно выигрывает спецучасток. Уже четвертый доп в У2 записывает на свой счет Лада Соустова на «Таврии» – у лидера класса Дмитрия Роткевича «осталась в строю» только 4-я передача. После трех побед на спецучастках у Алексея Яновского «поползла» температура масла. Учитывая сход Протасова, команда ставит ему задачу финишировать любой ценой. СУ9 Еще один «дубль», на этот раз в исполнении Салюка и Горбаня. |
|
|
|
Этап 2, 18-20 мая, Херсон Дистанция 255,35 км, из них 121,15 км спецучастков Стартовали 27 экипажей Финишировали 15 экипажей |
|
|
| Результаты ралли «Чумацький Шлях» (зачетная восьмерка) |
Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | 1 | Александр Салюк – Адриан Афтаназив | Mitsubishi Lancer Evo IX | 1:18.9,9 | | 2 Владимир Петренко – Дмитрий Яровенко | Mitsubishi Lancer Evo IX | +0.57,6 | 3 | Валерий Горбань – Евгений Леонов | Subaru Impreza WRX Sti | +1.26,3 | 4 | Игорь Чаповский – Андрей Николаев | Subaru Impreza WRX | +5.28,5 | 5 | Игорь Сторчак – Ирина Коломейцева | ВАЗ2112 | +8.30,8 | 6 | Алексей Яновский – Владимир Щербаков | ВАЗ2112 | +8.48,9 | 7 | Александр Фельдман – Павел Вишневецкий | Subaru Impreza WRX Sti | +9.03,4 | 8 | Валерий Разумовский – Александр Тонкошкур | Mitsubishi Lancer Evo VI | +9.48,1 |
|
| Победители спецучастков |
N4 | А3 | У2 | СУ2 | Александр Салюк | Вадим Трутнев | Дмитрий Роткевич | СУ3 | Александр Салюк | Вадим Трутнев | Дмитрий Роткевич | СУ4 | Александр Салюк | Игорь Сторчак | Сергей Чекан | СУ5 | Андрей Александров | Алексей Яновский | Лада Соустова | СУ6 | Александр Салюк | Алексей Яновский | Лада Соустова | СУ7 | Александр Салюк/Владимир Петренко | Алексей Яновский | Лада Соустова | СУ8 | Александр Салюк | Игорь Сторчак | Лада Соустова | СУ9 | Александр Салюк/Валерий Горбань | Алексей Яновский | Дмитрий Роткевич |
|
| Командный зачет |
Команда | Очки | 1 | Ace Racing | 68 | 2 | MacCoffee Rally Team | 66 | 3 | Elita Sport | 28 | 4 | Tsunami Rally Team | 18 | 5 | Aвтотехнология Рейсинг Петрохолдинг | 10,5 | 6 | Foxtrot Rally Team | 9,5 |
|
| Абсолютный зачет (восьмерка) |
Пилот | Очки | 1 | Александр Салюк | 18 | 2 | Владимир Петренко | 18 | 3 | Валерий Горбань | 11 | 4 | Игорь Чаповский | 9 | 5 | Юрий Протасов | 6 | 6 | Игорь Сторчак | 4 | 7 | Александр Фельдман | 4 | 8 | Алексей Яновский | 3 |
|
Сергей Суховский
Фото автора
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: