X

A, N и WRC

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA.

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA.

Болельщикам порой сложно понять, как это скромный (казалось бы!) Ford Focus легко опережает «навороченный» Mitsubishi Lancer Evolution? Чтобы разобраться в этом, необходимо заглянуть в технический регламент FIA. Согласно ему сегодня все ралли-кары делятся на две группы в зависимости от уровня «вмешательств» в конструкцию серийных исходников: N (стандартные автомобили) и А (усовершенствованные), к которым и относится категория WRC.

Группа N. Запрещено изменять схему и геометрию подвески, тормозную систему (исключение – тормозные колодки), конструкцию двигателя, КПП и ее передаточные числа. Можно лишь усилить детали или заменить аналогичными из высокопрочных материалов. Что разрешено? Доработка (но не переделка!) системы выпуска и кузова (главным образом для обеспечения безопасности), настройка подвески, замена амортизаторов, перепрограммирование электронного «мозга», управляющего двигателем. Кстати, ограничена даже максимальная мощность мотора – 300 л. с. Разумеется, обязательна установка средств безопасности: силового каркаса, системы пожаротушения, четырехточечных ремней, спортивных сидений и т. д.

Группа А. Здесь гораздо больше возможностей для вмешательства в конструкцию. Так, в двигателе допускается изменение соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, увеличение количества оборотов коленчатого вала, применение композитов и специальных сплавов. Мощность А-групповых ралли-каров также ограничена на отметке 300 л. с. Подвеска и КПП вообще могут быть созданы специально для данной машины – главное, чтобы по своей конструкции А-групповой автомобиль в общих чертах совпадал с базовой серийной моделью.

WRC. Если на фоне группы А «энки» выглядят чуть ли не «конвейером», то WRC – это cверхлиберальная категория А-класса. Введенная в 1997 году, сейчас она целиком и полностью вытеснила класс А8, из которого вышла. Версию WRC можно создать даже на базе автомобиля, в серийном исполнении никогда не имевшего привода на все колеса и турбонаддувного двигателя. То же самое с подвеской, аэродинамическим обвесом и КПП – так, сейчас все производители используют секвентальные коробки. Сегодня «секвентал» – самая дорогая деталь в машине. Она дороже, чем целый N-групповой автомобиль, – ее стоимость зашкаливает за 100 тысяч евро! Разрешена даже среднемоторная компоновка – правда, при условии, что такая же будет у серийного исходника. Запрещено разве что изготавливать кузов из углепластика.

Благодаря таким поблажкам автомобиль WRC не имеет практически ничего общего со своими серийными однофамильцами. Поэтому и неудивительно, что дебютировавшие на «Столице» Ford Focus WRC априори имели больше шансов на победу, чем N-групповые Mitsubishi Lancer Evo и Subaru Impreza. Впрочем, на самом деле все получилось не столь однозначно…

 Краткие ТТХ некоторых автомобилей класса N и WRC
Общие данныеFord Focus RS WRCMitsubishi Evo VIISubaru Impreza WRX STI
КлассWRCN4N4
Год выпуска200220022002
ЭкипажД. Холл – С. ЭгглстоунА. Салюк – Л. КосянчукА. Александров – А. Тамразов
Двигатель
Типбенз. с распр. впр., турбобенз. с распр. впр., турбобенз. с распр. впр., турбо
Расп. и к-во цил./кл. на цил.R4/4R4/4B4/4
Объем, см куб.199819961998
Мощность, л. с./об/мин300/6500280/4500270/5200
Макс. кр. мом., Нм/об/мин505/4000400/н. д.500/4800
Трансмиссия
Тип приводаполныйполныйполный
КППсекв., 6-ст.кулачк., 5-ст.кулачк., 6-ст.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент.диск. вент.диск. вент.
Подвеска передн./задн.незав./незав.незав./незав.незав./незав.
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч250205185
Разгон 0 – 100 км/ч, с3,244
Расход, л/100 км130100100
Периодичность ТО, км300600 – 1000700 – 1000
Стоимость, тыс. у. е.60010075

Сергей Суховский