X

A1 Grand Prix: Пора учить новую «Формулу»

Недовольные возгласы в среде главных игроков «Формулы-1» – владельцев команд и крупных автопроизводителей – в последнее время раздаются с завидной регулярностью. Главным поводом для недовольства почти всегда является деятельность Берни Экклстоуна, руководящего «Ф-1» с 1988 года.

Недовольные возгласы в среде главных игроков «Формулы-1» – владельцев команд и крупных автопроизводителей – в последнее время раздаются с завидной регулярностью. Главным поводом для недовольства почти всегда является деятельность Берни Экклстоуна, руководящего «Ф-1» с 1988 года.

Недовольные возгласы в среде главных игроков «Формулы-1» – владельцев команд и крупных автопроизводителей – в последнее время раздаются с завидной регулярностью. Главным поводом для недовольства почти всегда является деятельность Берни Экклстоуна, руководящего «Ф-1» с 1988 года. По мнению глав команд, он фактически единолично получает все дивиденды от чемпионата, будучи владельцем прав на его телетрансляции; ну а самим командам якобы достаются «крохи с барского стола». Несколько лет назад дошло до разговоров о создании гоночной серии, которая должна стать альтернативой нынешней «Формуле-1». Инициаторами выступили руководители автомобильных компаний, участвующих в «Ф-1»: BMW, Ferrari, DaimlerChrysler, Honda, Renault, Toyota. Для организации новой гоночной серии была даже создана компания GPWC (Grand Prix World Championship), которая пообещала провести в 2008 году первый собственный чемпионат. Справедливости ради стоит сказать, что в стане «заговорщиков» согласья нет. Совсем недавно из GPWC вышла Ferrari, подписавшая предложенную Экклстоуном новую версию «Договора согласия», в соответствии с которым она обязуется участвовать в гонках «Ф-1» до 2012 года.

Так или иначе, пока топ-менеджеры команд и Берни Экклстоун были заняты финансовыми схемами и собственными меркантильными интересами, член королевского дома эмирата Дубай шейх Мактум Хашер Мактум аль Мактум 29 марта прошлого года объявил об организации международной гоночной серии, получившей название A1 Grand Prix. Для этого была создана одноименная компания, которая взяла на себя решение всех вопросов, связанных с проведением соревнований, поставками машин, топлива и организацией инфраструктуры гонок.

На ошибках учатся

Логично, что при создании A1 Grand Prix учитывался опыт проведения других серий. Так, новые гонки решено было сделать, по сути, моноклассом, где все спортсмены используют одинаковые шасси Lola, моторы Zytec и резину Cooper. В отличие, например, от «Формулы-1», машины А1 будут лишены каких-либо электронных вспомогательных систем, так что никто не сможет управлять настройками машины из боксов. Инженерам и механикам будут «подвластны» только настройки ходовой части и аэродинамических элементов, а также выбор типа резины – мягкой или жесткой. По предварительным расчетам, благодаря этим ограничениям годовой бюджет любой из тридцати команд не должен превышать 40 млн. долларов (для сравнения: бюджет аутсайдера «Ф-1» – команды Minardi оценивается в 50 млн. долларов). Все это привнесет в соревнования интригу и сместит акцент с набора технологий на мастерство пилотов.

Впервые автомобиль A1 Grand Prix был выведен на трассу в конце прошлого лета, а к тестам привлекли квалифицированных гонщиков, среди которых был экс-пилот «Ф-1» Ральф Фирман. Тогда же автомобиль прошел краш-тесты, по результатам которых получил сертификат безопасности Международной автомобильной федерации (FIA). А чуть позже серия A1 Grand Prix получила статус официальных соревнований и была включена в календарь FIA.

Одна страна – один гонщик

Согласно регламенту A1 Grand Prix каждая страна-участница может быть представлена только одной командой. При этом гонщик должен быть гражданином именно этого государства. Даже финансирование команды должно производиться за счет компаний или частных лиц этой же страны – интернациональным может быть только состав технического персонала. Сравните А1 с футболом и вы поймете: за команду своей страны будут болеть даже далекие от автогонок люди.

Каждый Гран-при займет три дня – с пятницы до воскресенья. На пятницу запланированы подготовительные работы и первые тренировки. В субботу – еще одна тестовая серия, а затем квалификация. Воскресенье начнется 15 – 20-минутной гонкой, по итогам которой окончательно будут определяться места на старте. И лишь затем – основная гонка длительностью 40 – 60 минут. Зачетные очки от 10 до 1 получит первая «десятка» пришедших к финишу. Кроме того, дополнительное очко заработает тот из пилотов, который покажет лучшее время на круге в двух воскресных гонках.

Зачем это спонсорам?

Ответ кроется все в том же национальном вопросе. Это и престиж, и патриотизм, и реклама национального производителя. Потенциальному владельцу команды предлагается всего лишь купить у A1 Grand Prix лицензию и таким образом автоматически стать боссом собственной «конюшни». Каждая команда получает два готовых болида (основной и запасной), а также обеспечивается топливом, маслом, инструментом и прочими «сопутствующими товарами». Сколько будет стоить такая лицензия, в каждом конкретном случае решается отдельно. Кроме того, шейх Мактум пообещал будущим владельцам команд, что здесь их, в отличие от «Формулы-1», не будут обделять при распределении доходов. Они получат свою долю от продаж атрибутики и билетов, реализации прав на телетрансляции и размещения рекламы на автодромах; кроме того, за участие в каждой гонке полагаются призовые. Теоретически получается, что даже при самом неблагоприятном сезоне команда не понесет убытков, а при благоприятном – получит не только моральное, но и материальное вознаграждение.

Кто? Где? Когда?

Этапы чемпионата будут проходить с сентября по март, как раз тогда, когда «Формула-1», последний этап которой состоится 23 октября в Китае, уходит на зимние каникулы. Шейх Мактум уже обозначил предварительный список из 25 стран – участниц чемпионата. На сегодняшний день свои команды уже представили Великобритания, ЮАР, Ливан, Дубай, Пакистан, Мексика, Австралия и Китай. Некоторые из них даже огласили имена пилотов, среди которых молодые, но уже известные гонщики Ральф Фирман, Марио Домингес, Кристиан Джонс, Алекс Ллойд, Робби Керр и Адам Кэрролл. Достигнуты договоренности с владельцами трасс в Великобритании, Дубае, Китае, Японии, Малайзии, Австралии, ЮАР, Бахрейне и Катаре. Первый этап состоится 25 сентября в Великобритании, на трассе «Брэндс Хэтч». В дальнейшем возможно расширение календаря чемпионата до 24 гонок – в первую очередь, за счет южноамериканских стран, где с осени до весны самое теплое время года. Не исключено, что к этому списку добавится и ряд европейских стран. И если все пойдет по плану создателей A1, скоро она сможет составить реальную конкуренцию «Формуле-1».

 Три кита A1 Grand Prix

Zytek

Моторы для A1 Grand Prix сконструированы и произведены британской компанией Zytek Engineering. Она известна в мире автоспорта как поставщик двигателей для F3000. Кроме того, моторы BMW, подготовленные Zytec, в разные годы «привозили» чемпионский титул в британском кузовном чемпионате BTCC и завоевали два титула американского чемпионата IMSA Supercar Championship. Подготовленные для А1 V-образные «восьмерки» объемом 3,4 л развивают 520 л. с. Для сравнения: 3,0-литровые двигатели V10, которые используются в «Ф-1», достигают мощности 850 – 900 л. с., но при этом недолговечны – они «живут» не более двух гонок.

Lola

Создание машины, точнее, шасси, было поручено известной в гоночном мире британской компании Lola Cars Ltd, основанной в 1958 году. Это старейшая в мире фирма, которая специализируется на строительстве гоночных автомобилей. Послужной список впечатлит даже человека, далекого от автоспорта: машины Lola шесть раз становились чемпионами серии Indycar, трижды побеждали в Indianapolis 500, покорили «24 часа Дайтоны» (1969 г.), завоевали пять чемпионских титулов в серии Can-Am, восемь – в японской Formula 3000 и т. д. Сегодня компания строит болиды для различных гоночных серий и национальных чемпионатов: итальянской, британской и японской F3000, японской Nippon, американских American Le Mans и IndyLights, а также международных соревнований Le Mans Endurance и F3.

Cooper

Единым у всех команд будет и поставщик резины – американская компания Cooper Tire & Rubber Company. Она не входит в состав ни одного из крупных шинных холдингов, но при этом занимает достойное место в десятке лучших мировых производителей и имеет 60 заводов в тринадцати странах мира. Основная специализация компании – производство шин для полноприводных автомобилей, пикапов и внедорожников. Участие в А1 – первый опыт компании в гонках подобного уровня.

 Lola/Zytec A1 Grand Prix
Общие данные
Тип кузоваодноместный гоночный автомобиль с алюминиевой пространственной рамой и карбоновыми кузовными панелями
База, мм3000
Масса, кг600
Объем бака, л135
Трансмиссия
Тип приводазадний
КПП6-ст. секвент.
Двигатель
Типбенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/4
Габариты, Д/Ш/В, мм618/542/443
Масса, кг121
Объем, см куб.3400
Мощность, кВт (л. с.)390 (520)
Макс. кр. мом., Нм442
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск./диск.
Подвеска передн./задн.двухрычажн. регул. незав./–

Сергей Иванов
Фото Sutton/A1GP