X

Безнаказанно

Тактические игры в WRC вызывали немало нареканий со стороны команд и FIA, и часть их была запрещена еще в прошлом году. Но, как показало ралли Португалии, эти запреты не действуют.

Тактические игры в WRC вызывали немало нареканий со стороны команд и FIA, и часть их была запрещена еще в прошлом году. Но, как показало ралли Португалии, эти запреты не действуют.

Тактические игры в WRC вызывали немало нареканий со стороны команд и FIA, и часть их была запрещена еще в прошлом году. Но, как показало ралли Португалии, эти запреты не действуют.

А как интригующе все начиналось! Первые шесть спецучастков дня стали для пилотов Citroёn и Ford битвой за позиции. Четверка заводских экипажей 111 километров боевой дистанции преодолела с разницей в 6,9 секунды! Однако седьмой спецучасток ознаменовался командной тактикой. Заводские пилоты Citroёn перед финишем СУ7 дружно убрали ноги с педалей газа и одарили лидерством гонщиков Ford Микко Хирвонена и Яри-Матти Латвалу; последние же к тактике не прибегали, пройдя спецучасток в полный «газ». Таким образом второй, наиболее сложный день пилоты Ford должны были расчищать трассу.

Одним из неудачников первого дня ралли стал Петтер Солберг, который четырежды пробивал покрышки, причем две из них – на последнем СУ. Оставшись на трех колесах, он решил не финишировать, вернувшись в гонку по системе SupeRally с 10-минутным штрафом. Еще больше не повезло герою первого этапа Мадсу Остбергу на Ford Fiesta RS WRC, который ошибся на городском ССУ и отбил переднее правое колесо. Стартовав день спустя, всего через 300 метров Мадс сходит из-за поломки трансмиссии. Как оказалось впоследствии, для Ford это был только первый звоночек.

Тактика Citroёn сработала в полной мере. Начав штамповать лучшие времена, ситроеновцы уже на первом СУ дня опередили Хирвонена. Но хитрость «двойных шевронов» обернулась против Лоэба. На СУ9 Микко, которого Себастьян накануне пропустил вперед, пробивает колесо. Экипаж справляется с его заменой менее чем за две минуты и остается впереди Лоэба, которому пришлось ехать в пыли машины Микко, фактически не видя дороги, и потерять 31,4 секунды. Себастьян был очень зол на Микко, чего не скрывал после финиша, толкая авто финна в задний бампер. Но, выпустив пар, дважды извинился, видимо, поняв, что и сам бы вряд ли уступил в такой ситуации.

На финальных спецучастках Александр Салюк проигрывал только автомобилям класса WRC, да и то далеко не всем!

Юрий Протасов не вернулся по системе SupeRally, ведь шансов на очки у него уже не было, а всего через две недели его авто отправляется на следующий этап в Аргентину.

Португалия доказала, что пилоты Ford Fiesta RS WRC на равных могут сражаться на гравии. Вот только стоит поработать над надежностью…

В Португалии состоялся дебют пары Mini John Cooper Works S2000. Действующий чемпион P-WRC Арминдо Араужо показывал отличную скорость, но оба авто из-за проблем с двигателями не финишировали.

Количество в ущерб качеству

Переломный момент наступил на СУ12, когда на авто Латвалы срезало задний правый привод. А ведь до этого он проигрывал лидеру Себастьяну Ожье всего 11 секунд. К СУ14, когда авто финна отремонтировали, он проиграл более 4-х минут! Это похоронило надежды на победу. Но последующий субботний СУ с роковым номером 13 окончательно рушит планы Ford.

Ковыляющий» Латвала вдобавок пробивает колесо, а у Хирвонена ломается задняя подвеска. Оба теряют еще по три минуты, а Лоэб вновь попадает в пыль обоих Ford, но в этот раз Микко его пропускает. Но и на этом неприятности Ford не закончились. На СУ15 срезает задний правый привод на машине Хирвонена. Две одинаковые поломки на заводских Fiesta заставляют задуматься. Мы уже писали, что руководитель компании M-Sport, строящей раллийные Ford, обещал подготовить к старту чемпионата 10 машин WRC. Несмотря на спешку, к первому этапу было готово девять. Возможно, все дело в этой спешке? В Мексике – проблемы с электрикой, в Португалии – с приводами. Что дальше?

После поломок заводских Ford два Себастьяна спокойно завершили гонку, «выстрелив» лишь на финальном, зачетном СУ Power Stage, который выиграл Лоэб, заработав три дополнительных балла. А триумфатором ралли, как и год назад, стал Ожье.

Кими Райкконен провел гонку без серьезных ошибок, и если бы не проколы, мог финишировать еще выше.

В Португалии дан старт FIA WRC Academy. В дебютном этапе приняли участие 18 экипажей на идентичных Ford Fiesta R2, а победителем стал эстонец Эгон Каур.

После серии проколов и схода Петтер Солберг вернулся в гонку по SupeRally и с 20-го места прорвался на итоговое шестое!

Скорость и стабильность

Жаль, что эти два слова нельзя объединить, резюмируя выступления четырех украинских экипажей на ралли Португалии. Так, экипаж Mentos Ascania Racing Александра Салюка/Павла Черепина показал высокий темп, по ходу первого дня попадая в пятерку своего класса. И на восьмом СУ украинцы были третьими в классе P-WRC. Но на десятом спецучастке на авто Салюка сбоит электроника, хотя он и продолжает гонку. А на СУ11 он в одном из поворотов «ловит» камень, перебивший задний рычаг. Финишировать все же удалось, но на следующем СУ сломанный рычаг «добил» амортизатор и перебил тормозную трубку его Mitsubishi Lancer Evo IX, что останавливает Александра. Вернувшись по системе SupeRally, на трех из четырех СУ Салюк показал первое время в классе и поднялся до итогового шестого места. Экипаж Юрия Протасова и Адриана Афтаназива проводил гонку стабильно, регулярно показывая времена в районе первой десятки класса. Но на СУ8 о стабильности пришлось забыть: на Evo X Юрия отказ коробки передач приводит к сходу. Ставку на стабильность сделал и Валерий Горбань, выступающий с новым штурманом Сергем Ларенсом. Аккуратно проводя гонку, он финишировал пятым, причем всего в 4-х секундах от 4-й позиции. Это позволило ему подняться на третье место чемпионата P-WRC после двух этапов. Алексей Кикирешко и Вадим Чернега не порадовали скоростью, зато стабильно довели свой ралли-кар до первого в карьере финиша на этапе WRC.

Статистика

Этап 3 24–27 марта 2011 г., Vodafone Rally de Portugal

Дистанция 1359,71 км; из них 385,37 км спецучастков  
Стартовали 70 экипажей
Финишировал 51 экипаж

Итоговые результаты ралли

Экипаж

Автомобиль

Время (ч:мин.с)

1

Себастьян Ожье/Жульен Инграссиа

Citroёn DS3 WRC

4:10.53,4

2

Себастьян Лоэб/Даниэль Элена

Citroёn DS3 WRC

+31,8

3

Яри-Матти Латвала/Микка Анттила

Ford Fiesta RS WRC

+3.22,1

4

Mикко Хирвонен/Ярмо Лехтинен 

Ford Fiesta RS WRC

+6.16,3

5

Мэтью Уилсон/Скотт Мартин

Ford Fiesta RS WRC

+7.48,5

6

Петтер Солберг/Крис Паттерсон

Citroёn DS3 WRC

+10.17,4

7

Кими Райкконен/Кай Линдстрем

Citroёn DS3 WRC

+10.54,1

8

Федерико Вильягра/Хосе Перез

Ford Fiesta RS WRC

+11.38,8

9

Хеннинг Солберг/Илька Минор

Ford Fiesta RS WRC

+14.16,4

10

Деннис Куйперс/Фредерик Миклотт

Ford Fiesta RS WRC

+17.54,6

Чемпионат пилотов

Пилот

Страна

Всего

1

Микко Хирвонен

Финляндия

58

2

Себастьян Лоэб

Франция

58

3

Яри-Матти Латвала

Финляндия

48

4

Себастьян Ожье

Франция

41

5

Петтер Солберг

Норвегия

31

6

Мадс Остберг

Норвегия

28

Кубок конструкторов

Команда

Всего

1

Ford Abu Dhabi WRT

100

2

Citroёn Total WRT

90

3

M-Sport Stobart Ford RT

40

4

Petter Solberg WRT

22

5

Ice 1 Racing

16

6

Munchis Ford WRT

12

Чемпионат пилотов P-WRC

Пилот

Страна

Всего

1

Мартин Семерад

Чехия

40

2

Хайден Паддон

Н. Зеландия

25

3

Валерий Горбань

Украина

22

4

Юрий Протасов

Украина

18

5

Юкка Кетомяки

Финляндия

18

6

Николас Фукс

Перу

15

Евгений Сокур
Фото Andre Lavadinho, www.rallydeportugal.pt, Subaru Team Rossia и команд – участниц WRC