Болельщикам Формулы-1 грех жаловаться – гонки в этом году проходят одна другой краше. Особенно должны быть довольны поклонники McLaren – ведь их кумир Хэмилтон вновь стал главным действующим лицом Гран-при.
| | Болельщикам Формулы-1 грех жаловаться – гонки в этом году проходят одна другой краше. Особенно должны быть довольны поклонники McLaren – ведь их кумир Хэмилтон вновь стал главным действующим лицом Гран-при. |
| |
Наконец-то старания Renault принесли результат – Нельсиньо Пике впервые на подиуме. Однако все, в том числе и сама команда, понимают: по большому счету, это лишь счастливая случайность. |
Когда на 35-м круге дистанции после аварии Тимо Глока на трассе в Хоккенхайме появился сэйфити-кар и все преимущество уверенно лидировавшего Льюиса над соперниками бесследно исчезло, многие (и автор в том числе) начали сомневаться в итоговом успехе британца. Когда же он, в отличие от большинства конкурентов, не воспользовался присутствием автомобиля безопасности, чтобы дозаправиться, эти сомнения еще более окрепли. Но гениальные тактические решения тем и хороши, что в большинстве своем становятся понятны далеко не сразу. Именно так произошло и теперь…
Теория и практика
Что придумали Рон Денис и его коллеги? Ничего сверхъестественного. Льюису было предложено оставаться на трассе, дождаться ухода сэйфити-кара и вновь начать отрываться от преследователей. Создав некий гандикап, он должен был молниеносно дозаправиться и, вернувшись на трассу, вновь атаковать изо всех сил. Имея в своем распоряжении автомобиль, который все время был несколько легче машин соперников, Льюис действительно легко мог воплотить такую тактику в жизнь. Вроде бы все очень просто, так? Но это только на словах. На деле же Хэмилтону предстояло более двадцати кругов пройти в максимально возможном темпе, не допустив ни единой помарочки, не попав в трафик из круговых пилотов и при этом совершить ряд обгонов. Рискованная ставка? Еще бы! Но она сыграла.
|
«Ближе к концу гонки меня атаковал Рубенс Баррикелло, я занял свою привычную траекторию, но, похоже, Рубиньо не ожидал такого маневра, и произошел контакт». Дэвид Култхард, Red Bull |
|
|
Обгон – хорошо, а два лучше
Льюис действительно сделал все почти идеально. К моменту своего заезда на пит-лейн он имел более чем 10-секундное преимущество над шедшим в тот момент вторым Ником Хайдфельдом. Дозаправившись, Хэмилтон вернулся на трассу пятым, в 0,4 с позади Ковалайнена и в 4,8 с позади Массы. Через два круга Ковалайнен сдался практически без борьбы, предоставив зрителям самим гадать, было ли это командной тактикой. Еще кругом позже на пит-стоп ушел Хайдфельд, и вернулся он позади Хэмилтона – теперь впереди Льюиса оставались только Пике и Масса, причем, как выяснилось, оба они уже в боксы заезжать не планировали. Их нужно было обгонять «по-настоящему», в борьбе – и британец сделал это просто блестяще! За четыре круга он сумел догнать и опередить Массу, а еще через три круга проделал то же самое с его соотечественником Пике. Надо было видеть расстроенные физиономии бразильцев на послегоночной конференции – особенно в тот момент, когда юный англичанин с улыбкой рассказывал о своих обгонах…
|
«В девятом повороте я пытался заставить Култхарда уйти на внешний радиус, чтобы в следующем вираже иметь возможность атаковать изнутри. К сожалению, Дэвид не заметил меня, и мы столкнулись». Рубенс Баррикелло, Honda |
|
|
Впрочем, понять и Пике, и Массу несложно. Нельсиньо, бесспорно, добился выдающегося результата, поднявшись на подиум после старта с 17-й позиции. Однако большинство окружающих (да и сам пилот, по его словам) понимают, что это скорее случайность, чем объективный прогресс Renault. По большому счету, залогом успеха стала оригинальная для Хоккенхайма тактика с одним пит-стопом, которая с учетом выезда сэйфити-кара стала действительно идеальной. Однако по своей закономерности этот успех можно поставить в один ряд с аналогичным результатом Рубенса Баррикелло на Сильверстоуне две недели назад.
| |
Ярно Трулли опять вспомнил о своей прежней болезни: хорошо квалифицироваться, но растерять все достигнутое по ходу гонки. | Ferrari работает по-прежнему слаженно и четко, но от подавляющего превосходства над соперниками не осталось и следа. |
У Ferrari проблемы?
Недовольство же Массы имеет другие, более серьезные корни. Совершенно очевидно, что к середине сезона от того преимущества, которое демонстрировала Ferrari, например, в Малайзии, не осталось и следа. И дело тут, скорее, не в том, что соперники стали сильнее, хотя и этого отрицать нельзя. Важнее то, что сама конюшня из Маранелло сбросила темп развития, приостановилась – а в Формуле-1 отсутствие движения вперед равносильно откату назад.
Собственно говоря, это понимают и сами «красные». Впервые за долгое время в их пресс-релизах появилась нотка растерянности и недовольства сложившимся положением вещей. «Необходимо понять, почему конкуренты были столь сильны, – не скрывает озабоченности Стефано Доменикали. – Впервые в сезоне мы не показали той скорости, на которую рассчитывали, и это касается обоих гонщиков. F2008 постоянно не хватало сцепления с трассой, а в конце гонки тормоза на машине Фелипе перегревались, что тоже сказалось на управляемости». Ему вторит и Кими Райкконен: «Впереди тесты в Хересе, и мы должны попытаться улучшить машину, чтобы в Будапеште быть в хорошей форме. Разумеется, это не кризис, но нам надо детально разобраться с управляемостью машины, чтобы понять, правильным ли путем мы идем». Что ж, умение признать наличие проблем – очень важная вещь. Дело за малым: определить суть этих проблем и найти пути их решения…
| Статистика. Гран-при Германии, Хоккенхайм |
Этап 10 | 19-20 июля 2008 года | Дистанция | 306,458 км (67 кругов по 4574 м) | Победитель гонки | Л. Хэмилтон (1:31.20,874 с, средняя скорость 201,290 км/ч) | Поул?позишн | Л. Хэмилтон (1:15,666 с) | Быстрейший круг в гонке | Н. Хайдфельд (1:15.987 с) |
|
| Итоговые результаты Гран-при Германии |
Поз. | Место на старте | Пилот | Машина | Круги | Время (ч:мин.с)/ причина схода | 1 | 1 | Льюис Хэмилтон | McLaren MP4-23 | 67 | 1:31.20,874 | 2 | 17 | Нельсиньо Пике | Renault R28 | 67 | + 05,586 | 3 | 2 | Фелипе Масса | Ferrari F2008 | 67 | + 09,339 | 4 | 12 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber F1.08 | 67 | + 09,825 | 5 | 3 | Хейкки Ковалайнен | McLaren MP4-23 | 67 | + 12,411 | 6 | 6 | Кими Райкконен | Ferrari F2008 | 67 | + 14,483 | 7 | 7 | Роберт Кубица | BMW Sauber F1.08 | 67 | + 22,603 | 8 | 9 | Себастьян Феттель | Toro Rosso STR3 | 67 | + 33,282 | 9 | 4 | Ярно Трулли | Toyota TF108 | 67 | + 37,199 | 10 | 13 | Нико Росберг | Williams FW30 | 67 | + 37,658 | 11 | 5 | Фернандо Алонсо | Renault R28 | 67 | + 38,625 | 12 | 15 | Себастьен Бурдэ | Toro Rosso STR3 | 67 | + 39,111 | 13 | 10 | Дэвид Култхард | Red Bull RB4 | 67 | + 54,971 | 14 | 16 | Казуки Накадзима | Williams FW30 | 67 | + 1.00,003 | 15 | 19 | Адриан Сутил | Force India VJM01 | 67 | + 1.09,788 | 16 | 20 | Джанкарло Физикелла | Force India VJM01 | 67 | + 1.24,093 | 17 | 14 | Дженсон Баттон | Honda RA108 | 66 | + 1 круг | 18 | 18 | Рубенс Баррикелло | Honda RA108 | 50 | Столкновение | 19 | 8 | Марк Уэббер | Red Bull RB4 | 40 | Утечка масла | 20 | 11 | Тимо Глок | Toyota TF108 | 35 | Подвеска |
|
| Кубок конструкторов |
Команда | Очки | Всего | 1 | Ferrari | 9 | 105 | 2 | BMW Sauber/BMW | 7 | 89 | 3 | McLaren/Mercedes | 14 | 86 | 4 | Toyota | 0 | 25 | 5 | Red Bull/Renault | 0 | 24 | 6 | Renault | 8 | 23 | 7 | Williams/Toyota | 0 | 16 | 8 | Honda | 0 | 14 | 9 | Toro Rosso/Ferrari | 1 | 8 | 10 | Force India/Ferrari | 0 | 0 | 11 | Super Aguri/Honda | 0 | 0 |
|
| Чемпионат пилотов |
Пилот | Очки | Всего | 1 | Льюис Хэмилтон | 10 | 58 | 2 | Фелипе Масса | 6 | 54 | 3 | Кими Райкконен | 3 | 51 | 4 | Роберт Кубица | 2 | 48 | 5 | Ник Хайдфельд | 5 | 41 | 6 | Хейкки Ковалайнен | 4 | 28 | 7 | Ярно Трулли | 0 | 20 | 8 | Марк Уэббер | 0 | 18 | 9 | Фернандо Алонсо | 0 | 13 | 10 | Рубенс Баррикелло | 0 | 11 |
|
Владимир Некрасов
Фото команд – участниц Ф-1