Какая из гонок украинских чемпионатов прошлых лет сможет соперничать с «Ялта Life:) Rally 2005», прошедшим 23 – 25 сентября в Крыму? Интернациональный состав участников, великолепная асфальтовая трасса, лихо закрученная интрига… Но главное – крымская гонка подарила нам надежду на то, что украинское ралли выходит на качественно новый уровень.
| | Какая из гонок украинских чемпионатов прошлых лет сможет соперничать с «Ялта Life:) Rally 2005», прошедшим 23 – 25 сентября в Крыму? Интернациональный состав участников, великолепная асфальтовая трасса, лихо закрученная интрига… Но главное – крымская гонка подарила нам надежду на то, что украинское ралли выходит на качественно новый уровень. |
Выступая на предстартовой пресс-конференции председатель оргкомитета Евгений Червоненко излучал оптимизм: «Если бы мы не верили в то, что сможем провести гонку уровня не только Кубка, но и Чемпионата Европы, мы бы за это даже не брались». Действительно, такой организации, обеспеченной столичным рекламным агентством Super Nova при поддержке местных властей и компаний «ТНК ВР Украина» и «Благов», равно как и столь безупречной спортивной составляющей в исполнении директора гонки Владимира Тесленко, Украина еще не видела. К сожалению, совпадение по времени гонки с финальным этапом чемпионата России лишило нас возможности видеть на крымских дорогах сильнейших пилотов соседней державы. Тем не менее в немногочисленный состав участников вошли гости из Швеции, Беларуси, Литвы, Грузии и России.
Однако, несмотря на международный статус гонки, ее главными героями должны были стать все же отечественные раллисты, для которых дорог сейчас не то что каждый этап, а каждый пройденный километр. В итоге из пилотов первой десятки нынешнего чемпионата в Ялте не гонялись лишь занятый организацией «Ралли Днепр» Валерий Разумовский и попавший за неделю до гонки в серьезную аварию Александр Салюк-старший. Отцовский Mitsubishi Lancer «оседлал» Саша-младший – правда, лишь для того, чтобы проехать самый первый, «зрительский» доп с Евгением Червоненко на штурманской скамейке.
Горы – это горы
«Монте-Карло в миниатюре», «Украинский «Матадор» – как только не называли трассу «Ялта Life:) Rally 2005» журналисты! Старые крымские трассы через Байдарский и Ай-Петринский перевалы, а также дороги вокруг Алушты действительно уникальны по своему покрытию – скользкому, сложному и при этом качественному. Тех же зрителей, кто не рискнул лезть в горы, должны были порадовать целых два городских спецучастка, первый из которых прошел сразу после открытия в Ялте, а второй – субботним днем в Севастополе.
Единственное, что могло испортить жизнь как гонщикам, так и болельщикам, – погода. Проехать 160 км допов (равно как и наблюдать за этим) под обещанным дождем казалось непростой задачей. Но высшие силы смилостивились над участниками и зрителями – все три дня продержалась вполне сносная погода. Только в субботу на третьем СУ в горах начал накрапывать легкий дождик. Как назло, ухудшение погоды пришлось на 22-километровый спуск с Ай-Петри…
Во что превратилось это и без того рискованное занятие, многие гонщики (Герман, Прусс, Соустова, Меладзе) узнали, как говорится, на «собственной шкуре». «Если бы на всей дороге было скользко – это еще полбеды, – Валерий Горбань также не прошел дальше этого злополучного первого спуска. – А так кое-где подсохло, а некоторые места, особенно под деревьями, оставались скользкими. Вычислить это заранее невозможно; вот на одном таком месте мы и поскользнулись». С обидным сходом Горбаня, который после второго СУ поднялся до многообещающего пятого места в «абсолюте», бойцов у команды «MacCoffee Rally Team» не осталось.
Добавьте Перца!
Перед пятым этапом чемпионата претендентами на титул оставались лишь Владимир Петренко и Андрей Александров. Дуэль двух опытнейших киевлян из разных команд, на разных машинах, с разными темпераментами и стилями езды стала главной интригой «Ялта Life:) Rally 2005». Петренко выехал на эту гонку, «вооружившись» совершенно новым Mitsubishi Lancer Evo VIII, подготовленным польским отделением RalliArt. Александров также впервые вывел на трассу новую модификацию Subaru Impreza WRX STi. Стабильность, рассудительность и новая машина – чем не залог успеха? Но все пошло по другому сценарию – в бой вмешались «молодые да ранние».
Авторами одной из главных сенсаций едва не стали днепродзержинцы Сергей Перец и Кирилл Несвит на Lancer восьмой генерации. Великолепные результаты на сложнейших длинных СУ позволяли экипажу стабильно удерживать вторую позицию в абсолюте. «Перец обещает стать очень быстрым пилотом, – Андрей Александров высоко оценил способности своего потенциального конкурента. – У них была только грунтовая кроссовая школа, они никогда не ездили в горах, и тем не менее здесь экипаж держался отлично». К сожалению, на седьмом СУ машина Сергея осталась без сцепления, а мы – без яркого и многообещающего финиша. Но сенсации на этом не закончились…
Киевская развязка
Юрия Протасова в этом году преследовали одна неудача за другой. Нет, из списка сильных конкурентов его никто не вычеркивал, но до Крыма ему так и не удалось реально показать свою силу. И вот, наконец, изматывающие ялтинские серпантины стали звездным часом киевлянина. Протасов уверенно начал гонку и уже к третьему допу вышел в лидеры. Когда же, «приложив» свою Subaru о скалу и потеряв на этом почти две минуты, откатился назад Александров, Юрию оставалось только не допускать ошибок и удерживать за спиной Петренко.
Воскресенье началось в пользу Владимира, однако догнать ушедшего вперед Юру на оставшейся короткой дистанции было сложновато. Впрочем, возможно, Петренко и не ставил перед собой такую задачу – ведь даже второе место в Ялте гарантированно делало его чемпионом. Так бы и случилось, если бы не досадный сход на СУ12: скользкая дорога, высокая скорость – и новый автомобиль вылетел с трассы. К этому моменту Протасов был однозначно недостижим для других соперников и легко заработал первые 10 очков в этом году. Отметим, что победа в такой престижной, к тому же горной гонке стала для экипажа высшим – пока! – достижением в карьере.
Александров сохранил за собой второе место, благодаря чему опередил Петренко на два очка в личном зачете. Таким образом шансы на титул сохраняются у обоих, и чемпион определится только на последнем этапе в Днепродзерджинске. Отдельно отметим достижение финишировавших третьими на ВАЗ-2108 (!) Руслана Кучера и Сергея Коваля. И пусть причиной этого стали сходы большинства «полноприводников» (Шаповалова, Германа, Перца, Рыбака), ехал один из сильнейших экипажей Украины выше всяких похвал.
| МНЕНИЕ | | Энгин Изэт Официальный наблюдатель FIA Раньше Ялту знали только как место, где во время Второй мировой войны был подписан очень важный договор. Теперь, думаю, о ней будут знать еще и благодаря отличному ралли. Крымская трасса очень интересная и многогранная, здесь есть участки, которыми могли бы гордиться и Tour de Corse, и Rallye Monte Carlo. Как официальное лицо я не уполномочен и не стану комментировать организацию и ход гонки. Могу лишь сказать, что трасса великолепная, а отклонения в большинстве своем исправимы и вызваны лишь отсутствием необходимого опыта. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Робер Лагулон Консультант FIA Ранее мне не доводилось работать с организаторами в странах СНГ – я был лишь гостем в прошлом году на «Ралли «Ладога» в России. Между тем, я 20 лет занимаюсь организацией раллийных этапов. Приехав в Крым, не увидел ничего такого, что заставило бы меня задуматься: а можно ли тут вообще проводить гонки? Дороги достаточной ширины, с безопасными обочинами, асфальт и рисунок трассы очень напоминают Корсику. Уверен, в Крыму есть возможности для проведения серьезных соревнований. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Владимир Тесленко Организатор «Ялта Life:) Rally 2005» Гонку обслуживали пять судейских бригад, использовавших отвечающую всем мировым стандартам систему хронометража. Информация, поступающая в штаб ралли прямо со спецучастков, обрабатывалась в течение минуты и после этого вывешивалась в Интернете. Тем не менее, чтобы приблизить ралли к европейским нормам, предстоит проделать немалый объем работы. Так, спортивная составляющая гонки обошлась в сумму чуть больше $100 тыс., тогда как в Европе она в три раза выше. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Александр Потапов Многократный чемпион СССР и России по ралли Очень здорово, что у вас автоспортом «болеют» на правительственном уровне. При том размахе, с которым прошла эта гонка, ралли может стать спортом № 1 в Украине – как большой теннис в России при Борисе Ельцине. А зарождающейся оппозиции в рядах гонщиков и организаторов, считающих, что верхи делают все не так, посоветовал бы не вставлять палки в колеса, а наоборот, бросать их в общий костер. От выхода ралли на качественно новый уровень выиграют все. |
|
|
Этап 5, 23 – 25 сентября 2005 года, Ялта |
Дистанция 580,0 км; Из них 161,5 км спецучастков Стартовали 37 экипажей Финишировали 11 экипажей |
|
|
| «Ялта Life:) Rally 2005». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
1 | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | Юрий Протасов/Тарас Чернуха | Subaru Impreza WRX STi | 02:01.00,8 | 2 | Андрей Александров/Владимир Щербаков | Subaru Impreza WRX STi | +05.19,0 | 3 | Руслан Кучер/Сергей Коваль | ВАЗ-2108 | +11.37,5 | 4 | Игорь Сторчак/Ирина Коломейцева-Гайдай | ВАЗ-2108 | +13.41,6 | 5 | Вадим Мордовин/Виталий Нельга | Citroёn Saxo | +15.05,9 | 6 | Сергей Авилов/Юрий Яковенко | Citroёn Saxo | +19.13,1 | 7 | Андрей Рощенко/Владимир Рощенко | Ford Escort | +29.56,5 | 8 | Сергей Трайнов/Александр Тонкошкур | VW Golf | +34.50,2 |
|
| Чемпионат пилотов (первая десятка) |
1 | Пилот | Ялта | Всего | Андрей Александров | 8 | Улучшение позиции | 32 | 2 | Владимир Петренко | 0 | Ухудшение позиции | 30 | 3 | Иван Герман | 0 | Позиция не изменилась | 19 | 4 | Руслан Кучер | 6 | Улучшение позиции | 13 | 5 | Юрий Шаповалов | 0 | Ухудшение позиции | 12 | 6 | Александр Салюк (мл.) | 0 | Ухудшение позиции | 12 | 7 | Александр Салюк | 0 | Ухудшение позиции | 10 | 8 | Юрий Протасов | 10 | Улучшение позиции | 10 | 9 | Валерий Горбань | 0 | Ухудшение позиции | 8 | 10 | Игорь Сторчак | 5 | Ухудшение позиции | 7 |
|
| Чемпионат команд |
1 | Команда | Ялта | Всего | MacCoffee Rally Team | 0 | Позиция не изменилась | 136 | 3 | Автотехнология Рейсинг Петрохолдинг | 23 | Позиция не изменилась | 127 | 2 | ACE Racing | 26 | Позиция не изменилась | 122 | 4 | Кременчугские колеса | 28 | Позиция не изменилась | 102 | 5 | MasterRally Team | 0 | Позиция не изменилась | 50 | 6 | МСК-АЗМОЛ | 0 | Позиция не изменилась | 37 | 7 | Общество содействия Автомотоспорта Украины | 30 | Улучшение позиции | 30 | 8 | Росава | 0 | Позиция не изменилась | 14 |
|
Лариса Мищанчук, Сергей Суховский
Фото автора и Владимира Клапана