X

Чемпионов бьют!

Львовское ралли Perlova Galychyna, ставшее третьим этапом национального первенства, вновь не обошлось без сенсаций – два из трех фаворитов гонки, чемпионы Украины и России, сошли с трассы досрочно. В результате казавшееся еще недавно непрочным лидерство Юрия Протасова теперь стало очень убедительным.

Львовское ралли Perlova Galychyna, ставшее третьим этапом национального первенства, вновь не обошлось без сенсаций – два из трех фаворитов гонки, чемпионы Украины и России, сошли с трассы досрочно. В результате казавшееся еще недавно непрочным лидерство Юрия Протасова теперь стало очень убедительным.

Львовское ралли Perlova Galychyna, ставшее третьим этапом национального первенства, вновь не обошлось без сенсаций – два из трех фаворитов гонки, чемпионы Украины и России, сошли с трассы досрочно. В результате казавшееся еще недавно непрочным лидерство Юрия Протасова теперь стало очень убедительным.

Именно за битвой трех самых быстрых пилотов, выступающих сейчас в Украине, и собралось понаблюдать абсолютное большинство зрителей. Особый интерес вызывали те обновки и сюрпризы, которые приготовил каждый из фаворитов. В случае с Юрием Протасовым (Ace Racing) и Александром Желудовым (Tsunami Rally Team) это была техника – оба экипажа, проведя предыдущую гонку на Subaru Impreza, не сговариваясь, сменили их на Mitsubishi Lancer. Действительно, на столь скоростной по украинским меркам трассе более мощные «бриллианты» традиционно имеют преимущество над «плеядами», чей козырь – управляемость. Впрочем, этот тезис год назад успешно опроверг Андрей Александров, именно здесь одержавший свою последнюю в жизни победу, – конечно же, на Subaru. Именно для того, чтобы увековечить память о выдающемся гонщике и инженере, организаторы львовской гонки учредили специальный приз – Кубок Андрея Александрова, который будет ежегодно вручаться быстрейшему экипажу (то есть выигравшему наибольшее количество спецучастков).

Если два фаворита перед львовским ралли обновили технику, то третий стартовал с новым для себя напарником. Из-за травмы, которую на ралли «Мариуполь» получил Адриан Афтаназив, место справа от действующего чемпиона страны Александра Салюка (Prime Rally Team) занял опытнейший Евгений Леонов. Отметим, к слову, что это был не единственный экипаж, представший во Львове в непривычном составе. Так, Степан Мазур решил поэкспериментировать, пригласив на эту гонку Любомира Шумакова, а Александру Фельдману в этот раз диктовал стенограмму его тезка Дмитренко. Скажем сразу: два последних альянса оказались успешными (и Мазур, и Фельдман показали лучшие для себя в этом сезоне результаты), а вот первому не повезло…

Кратко о покрышках

Знаете ли вы, что такое ретардер? По сути дела, это искусственное препятствие, которое устанавливается в определенном месте трассы с целью снизить среднюю скорость движения автомобилей по дистанции до приемлемого значения. Ретардеры могут представлять собой кучи гравия, бетонные блоки или (чаще всего) выложенные в ряд автомобильные покрышки. Такое препятствие обычно устанавливается в зоне видимости на прямом участке дороги. Объезжая его, гонщики замедляются, и средняя скорость падает.

И Александр Фельдман (справа), и Степан Мазур (слева) выступали с новыми штурманами – и добились лучших в сезоне результатов.

Теперь, когда вы столько знаете о ретардерах, представьте, что это препятствие установлено в таком месте, где его из-за поворота совсем не видно, да еще и на полторы сотни метров ближе, чем это указано в легенде. Представили? А теперь добавьте к этому тот факт, что данный поворот полноприводные автомобили проходят на скорости порядка 190–210 км/ч. Какого результата можно ждать при подобном раскладе? Если ретардер выложен из покрышек, то, как минимум, аварии; если из бетонных блоков, то и чего похуже.

Кто же на манеже?

К сожалению, один из этих вариантов (и хорошо, что не второй) был реализован. На четвертом спецучастке гонки один из ретардеров почему-то оказался установлен примерно на 150–170 метров ближе к повороту, чем это было указано в легенде. Шедший первым Салюк на полном ходу увидел перед собой ряды покрышек и, не имея времени для маневра, попросту протаранил их. Отдадим должное Сашиному упорству: он чуть ли не на своих плечах попытался дотащить поврежденный автомобиль до финиша спецучастка, но тщетно. Впрочем, другим участникам ралли лидер оказал своего рода услугу: от удара покрышки разлетелись, и проходить сквозь них стало несколько легче. По крайней мере, повреждения автомобилей соперников были не столь критичны, и все они смогли продолжить гонку.

Вопрос о причине такой внезапной «телепортации» неподвижного препятствия возник, естественно, моментально. К сожалению, как это часто бывает, виновных найти не удалось! Более того, на момент написания статьи всерьез пошли слухи не только о преступной халатности официальных лиц гонки, но и о предумышленных действиях. Естественно, не располагая доказательствами какой-либо из версий, мы не вправе давать оценку ситуации. Но повреждения, полученные автомобилями спортсменов, вряд ли будут кем-нибудь компенсированы. Не вернуть и утраченных столь нелепо очков и позиций…

Блестящая гонка в исполнении Юрия Шаповалова привела ко второму подряд подиуму; мало того, после трех этапов чемпионата пилот занимает вторую строчку «абсолюта»!
Ростислав Базилевич впервые выступал на полноприводном автомобиле – и благополучно финишировал. Ждем продолжения?

Красота и ее жертвы

И уж точно никто не сможет компенсировать то удовольствие от красивой гонки, на которое рассчитывали зрители и которое так внезапно и грубо прервали. Со сходом Салюка борьба за победу потеряла половину своей напряженности и привлекательности. А уж когда на восьмом спецучастке один за другим трассу по разным причинам покинули Александр Желудов, Валерий Горбань и Игорь Чаповский, гонка фактически завершилась. Лидировавший с солидным запасом Протасов несколько сбросил темп и поехал раскрепощенно (а местами даже чересчур – к примеру, на СУ9 его развернуло, и хорошо, что автомобиль лидера в этот момент не заглох). Пожалуй, единственным, кто по-настоящему радовал зрителей до последнего метра дистанции, был Юрий Шаповалов, который, демонстрируя одновременно эффектный и эффективный пилотаж, с блеском завоевал «серебро» этой гонки. Захватывающей получилась дуэль Руслана Кучера и Алексея Яновского в классе А3 – впрочем, и здесь не хватало Игоря Сторчака, который вылетел с трассы на СУ5. Не добрался до финиша и фаворит класса У2 Игорь Дорофеев; победа в итоге досталась донетчанину Николаю Соболеву.

 Cтенограмма гонки

 

СУ1 Первый заезд параллельной гонки стартует по мокрому асфальту, однако трасса высыхает буквально на глазах. В этих условиях доп в своих классах выигрывают Александр Желудов, Алексей Яновский и абсолютный дебютант ралли Сергей Скок.

СУ2 «Зеркальный» проезд по «параллельке» заканчивается победами совершенно других пилотов – Александра Салюка, Юрия Яковенко и Сергея Чекана. Впрочем, болельщиков больше всего шокирует появление на трассе неведомо как прорвавшейся сквозь оцепление гражданской Toyota. К счастью, до трагедии дело не доходит.

СУ3 Воскресное утро Салюк начинает с победы на допе; впрочем, Желудов уступает ему около полусекунды. В классе А3 начинается длинная серия побед Руслана Кучера, которая прервется только один раз, на СУ7. Новый лидер появляется и в классе У2 – Николай Соболев. В то же время трассу покидают Александр Решетилов и Михаил Серветник.

СУ4 Самый скандальный доп гонки. Стартующий первым Салюк со скорости более 200 км/ч влетает в стоящий не по легенде ретардер, пытается продолжить гонку на разбитой машине, однако, не доезжая до финиша, останавливается. С той же неприятностью сталкивается почти вся верхушка пелотона, но повреждения остальных не столь значительны. Лучшее время в «абсолюте» у Юрия Протасова; причем ближайшему из соперников он привозит более 12 секунд.

Руслан Кучер в своем классе выиграл 7 допов из 10 возможных.
Николай Соболев опередил всех в классе У2.

СУ5 Протасов вновь быстрейший – правда, теперь с преимуществом всего в три секунды. В самом начале допа вылетает с трассы фаворит класса А3 Игорь Сторчак – его машина разбита, и он покидает гонку. В классе У2 новый лидер – теперь быстрейшим оказывается Владимир Трубин.

СУ6 Победителями этого допа, как под копирку, становятся те же трое – Протасов, Кучер, Трубин. Весь пелотон, зная о неправильно расставленных ретардерах, проезжает этот доп аккуратно, и повторения СУ4 не происходит.

СУ7 Длинный, 40-минутный сервис ничего не меняет в расстановке лидеров – Протасов вновь опережает всех соперников. В классе А3 вторую победу на допе одерживает Яновский, среди «восьмерок» вновь быстрейший Соболев, а его основной конкурент и лидер класса Игорь Дорофеев сходит с трассы.

СУ8 Сразу три топ-пилота – Александр Желудов, Валерий Горбань и Игорь Чаповский – по разным причинам покидают гонку, а Юрий Шаповалов испытывает проблемы с мотором и существенно замедляется. В этот момент становится ясно, что гонка закончена – догнать Протасова не сможет уже никто.

СУ9 Это понимает и сам лидер, который немного сбавляет темп, стараясь не упустить результат. В то же время Шаповалов, устранивший на сервисе проблемы, ускоряется и выигрывает доп, стремительно догоняя вырвавшегося было на второе место Петренко. Победы Кучера в А3 и Николая Соболева в У2 также уже не вызывают сомнений.

СУ10 Шаповалов отыгрывает у Петренко 18 секунд и финиширует вторым в абсолютном зачете гонки! Примерно так же решается судьба «серебра» в классе У2: Трубин отчаянным рывком опережает Чекана. Тройка призеров в А3 выглядит так: Кучер, Яновский, Фаюк.

 Статистика. Ралли Perlova Galycyna
Этап 3 Львов. 26-27 июля 2008 г.
Дистанция 368,6 км
Из них спецучастки 146,6 км

 Результаты ралли Perlova Galycyna
Экипаж
Машина
Время (ч:мин.с)
1
Юрий Протасов – Александр Горбик
Mitsubishi Lancer Evo IX
1:15.28,5
2
Юрий Шаповалов – Кирилл Несвит
Mitsubishi Lancer Evo IX
+ 2.22,9
3
Владимир Петренко – Дмитрий Яровенко
Mitsubishi Lancer Evo IX
+ 2.31,8
4
Степан Мазур – Любомир Шумаков
Mitsubishi Lancer Evo IX
+ 5.10,2
5
Александр Фельдман – Александр Дмитренко
Subaru Impreza WRX Sti
+ 8.28,7
6
Сергей Ведерников – Александр Борейко
Mitsubishi Lancer Evo VIII
+10.55,2
7
Руслан Кучер – Наталья Франчук
Lada 112
+12.03,9
8
Алексей Яновский – Владимир Щербаков
Lada 112
+12.52,3

 Зачет команд
Команда
Львов
Всего
1
Ace Racing
35
87,5
2
Tsunami Rally Team
17
67,5
3
Prime Rally Team
0
33,5
4
Evrokar Sport
0
15,5
5
Elita Sport
0
10
6
Foxtrot Rally Team
0
5,5

 Зачет первых пилотов
Пилот
Львов
Всего
1
Юрий Протасов
10
28
2
Юрий Шаповалов
8
16
3
Александр Салюк-мл.
0
10
4
Владимир Петренко
6
10
5
Игорь Чаповский
0
9
6
Андис Нейкшанс
0
6
7
Александр Фельдман
4
6
8
Руслан Кучер
2
6
9
Игорь Сторчак
0
5
10
Валерий Горбань
0
5

Владимир Некрасов
Фото Ярослава Черненко и Сергея Холодило