…да хоть на «Запорожце»!
Путь в автомобильный спорт у каждого свой: кого-то еще в детстве родители привели в школу картинга, а кто-то, разбогатев, стал тратить деньги и время на столь оригинальное хобби… Один из самых недорогих способов заняться автоспортом, которым, кстати, воспользовался и автор этих строк, – участие в ралли на серийных автомобилях.
Путь в автомобильный спорт у каждого свой: кого-то еще в детстве родители привели в школу картинга, а кто-то, разбогатев, стал тратить деньги и время на столь оригинальное хобби… Один из самых недорогих способов заняться автоспортом, которым, кстати, воспользовался и автор этих строк, – участие в ралли на серийных автомобилях. |
Для начала зададимся вопросом: почему любительское ралли? Как ни странно, эта дисциплина сейчас одна из самых доступных. Главное преимущество – для нее не придется специально строить спортивный автомобиль с каркасом безопасности. Кроме того, других вариантов немного. Такой вид спорта, как слалом, довольно специфичен и к тому же обязательно присутствует в любительском ралли в виде идущих в зачет отдельных спецучастков. Дрифтинг в нашей стране пока делает первые шаги и заслуживает отдельного разговора. Ну а гонки на 402 метра (драг-рейсинг) дешевым спортом не назовешь – как раз здесь победа в первую очередь зависит от степени наполнения кошелька участника. Кроме того, гонять по прямой быстро надоедает – ведь научиться держать руль прямо и вовремя переключать передачи проще, чем выискивать доли секунды в каждом повороте. Нет, ралли – это совсем другое; здесь, как говорится, думать надо.
Для участия в любительском ралли: | |
Не нужны: каркас безопасности, гоночный комбинезон, спортивные сиденья. Необходимы: Защитный шлем, огнетушитель, лицензия ФАУ категории К1. |
Кое-что об авто
К счастью, соревнований, в которых могут участвовать любители, сегодня в Украине хватает. Вот уже второй год проводят как шестиэтапный Кубок Клубного Ралли, география которого довольно обширна, так и отдельные раллийные гонки на серийных авто – и то, и другое проходит под эгидой Автомобильной Федерации Украины (ФАУ). Для выступления в этих гонках подходит любой серийный автомобиль – ведь здесь, как и во «взрослом» ралли, машины делят по классам в зависимости от объема мотора. Однако если в вашей семье один автомобиль, то прежде чем отдать его «под спорт», стоит задуматься. Поломки и частая замена расходников и элементов ходовой части вам гарантированы; кроме того, аварии случаются и в любительских гонках. И если бюджет позволяет купить вторую машину специально для гонок, сделайте это. Пусть она будет старой, не престижной – неважно; выигрывать гонки и объезжать гораздо более серьезных соперников можно и на отечественной «Таврии». Скажу, основываясь на личном опыте: когда на своей «таврюшке», красная цена которой – $1000 в хороший базарный день, привозишь на одном допе несколько секунд владельцам заряженной Subaru Impreza WRX STi (которая в пятьдесят раз дороже!), сердце медом обливается.
Определившись с машиной, стоит задуматься о дополнительных расходниках. Естественно, автомобиль должен быть исправен, укомплектован знаком аварийной остановки, «свежими» аптечкой и огнетушителем, а аккумулятор и запаска надежно закреплены. Но есть еще и специфические нюансы. Как и Чемпионат Украины по ралли, аматорские соревнования включают в себя и грунтовые, и асфальтовые этапы. Поэтому необходимо обзавестись минимум двумя комплектами покрышек – летними для асфальта и зимними для грунта (в последнем случае, чем более крупная «шашка» будет на покрышке, тем лучше). Как показывает практика, комплекта резины едва хватает на три соревнования. Особенно страдают асфальтовые покрышки – горячий темперамент и/или езда на пределе на таком покрытии быстро «приканчивает» шины. Нельзя экономить на тормозных колодках и жидкости – на асфальте тормозная система подвергается колоссальным нагрузкам.
Иногда организаторы любительского ралли (к примеру, киевского «Жовтневого блиц-спринта») делают «легенду» цветной – для облегчения работы начинающим штурманам. | Грунтовые этапы щадят резину, но вот ремонт ходовой части, как правило, необходим после каждой гонки. |
Кроме того, согласно требованиям безопасности экипажу необходимы защитные шлемы. Если вы пришли в ралли надолго, их не грех и купить, но если уверенности в этом нет, шлемы можно «арендовать», например, у профессиональных спортсменов на киевской «Чайке».
Только вдвоем
Закончив с техникой, поговорим о людях. Как известно, в ралли выступают вдвоем, но найти хорошего штурмана ой как непросто! Ведь от человека на правой «скамейке» зависит едва ли не половина мероприятия – будь вы хоть трижды Лоэбом, одна ошибка штурмана может обернуться обидным сходом. После участия в нескольких соревнованиях штурман становится «глазами» пилота, человеком, который лучше знает, куда и как ехать дальше. Впоследствии пилот начинает вести автомобиль на слух, не «упираясь» глазами в ближайший поворот. Ведь только штурман может сказать, что там, дальше, и на основании этих данных пилот способен точно определить, как и на какой скорости проходить тот или иной поворот.
Хорошо, если штурман – давний друг, с которым априори легко и просто находиться в одном автомобиле. Но сложившемуся экипажу необходимо узаконить свое участие в ралли. Как уже было сказано, любительские ралли в Украине проводятся под эгидой ФАУ, поэтому для выступления в них нужна лицензия. В 2007 году она стоила от 120 до 200 гривен; действует документ до конца календарного года.
Участвовать в любительских соревнованиях можно как на легковушке, так и на внедорожнике. |
Не бесплатно и участие в каждом этапе – ведь организаторам нужно подготовить трассу, маршалов, нанять автомобиль «скорой помощи» и пожарную охрану, напечатать легенды и многое другое. Конечно, часть данных расходов покрывают спонсоры, но, к сожалению, обычно этого недостаточно. Стартовые взносы в этом году составляли от 50 до 200 грн.
Кто-то скажет, что этот путь непрост и недешев? Возможно, но пусть это вас не останавливает. Ведь любительское ралли отличается от профессионального лишь некоторыми деталями, а потому вполне может стать первой ступенькой в мир такого увлекательного и захватывающего автомобильного спорта.
| |