Дело о покрышках

Формула-1. Гран-при Китая

Узнав результаты Гран- при Китая, один мой коллега махнул рукой и произнес: «А-а, это они специально подстроили, чтобы интригу вернуть». Честно говоря, я не сразу нашелся, что ответить…

И что интересно, у него есть все основания так рассуждать. Вспомните, сколько раз результаты гонок Формулы-1 были не совсем естественными? На ум приходит приснопамятный Гран-при Австрии 2002 года, когда на финише Рубенс Баррикелло пропустил Михаэля Шумахера вперед по приказу из боксов Ferrari. Подобные грешки водятся, кстати, и за McLaren – именно с такой «уступки напарника» начался чемпионский сезон 1998 года для Мики Хаккинена. Так что никуда не денешься – было, было…

Но все же сознательный, запланированный сход с трассы «без пяти минут» чемпиона серии, причем за один этап до финиша, – это слишком невероятно. И хотя ситуация, которая сложилась перед финальной гонкой сезона, действительно чертовски хороша, а это признают даже ярые болельщики McLaren, мы все же останемся при мнении, что получилось все случайно…

Повезло Жану Тодту – впервые в новейшей истории Ф-1 в зачетной восьмерке оказалось четыре болида, оснащенных моторами Ferrari.
Не повезло Роберту Кубице – не успел он возглавить гонку на 32-м круге, как тут же сошел с трассы из-за утечки в гидравлической системе.
Повезло Жану Тодту – впервые в новейшей истории Ф-1 в зачетной восьмерке оказалось четыре болида, оснащенных моторами Ferrari.
Не повезло Роберту Кубице – не успел он возглавить гонку на 32-м круге, как тут же сошел с трассы из-за утечки в гидравлической системе.

Восточные хитрости

И вообще, в субботу Гран-при Китая был под угрозой срыва. Синоптики обещали тайфун, тайфун обещал организаторам колоссальные убытки. К счастью, обошлось – гонка стартовала, причем, в отличие от японской, даже не за пейс-каром, а как всегда, с места. Впрочем, на этот раз все без исключения команды перестраховались и облачили колеса своих машин в промежуточную резину, которая на мокрой трассе изнашивается гораздо медленнее, а значит, оставляет куда больше пространства для «военных хитростей». Как выяснилось, кое-кто перехитрил сам себя…

С самого старта четверка лидеров распалась на две пары – Райкконен старался удержаться за Хэмилтоном, проигрывая ему около полусекунды с круга; Алонсо же висел на хвосте у Массы, всем своим видом показывая, что может ехать гораздо быстрее соперника. Так продолжалось до 15-го круга, когда Льюис отправился на пит-лейн для дозаправки, и лидером стал Кими. Это длилось недолго – четырьмя кругами позже боксы посетил и финн, после чего статус-кво был восстановлен. Об этом эпизоде и упоминать-то не стоило, если бы не одна деталь: на пит-стопах оба лидера только дозаправлялись, не меняя при этом покрышки.

Еще через несколько кругов трасса подсохла настолько, что самые рисковые из гонщиков решили переобуться в «сухую» резину. Выгода такого решения стала очевидна моментально, когда «первопроходец» Алекс Вюрц на свежих шинах проехал круг на секунду быстрее лидеров! Стало понятно, что сейчас переобуваться начнут все…

Восторг 20-летнего Себастьяна Феттеля легко понять: четвертое место – исторический результат и для него, и для Toro Rosso.
Исполнилась мечта боссов – Honda и Toro Rosso борются за место в первой пятерке. Жаль только, что это случайность…
Восторг 20-летнего Себастьяна Феттеля легко понять: четвертое место – исторический результат и для него, и для Toro Rosso.
Исполнилась мечта боссов – Honda и Toro Rosso борются за место в первой пятерке. Жаль только, что это случайность…

Запах сенсаций

И тут McLaren, по словам исполнительного директора Мартина Уитмарша, совершил непростительную ошибку. «Мы хотели подержать Льюиса на трассе еще чуть-чуть, так как не были уверены, что дождь прекратился окончательно», – признался он после гонки. Спорное решение – ведь к тому моменту Хэмилтон стал катастрофически терять темп и промахиваться мимо траектории чуть ли не в каждом повороте; совершенно очевидно, что виной тому были полустершиеся покрышки. Британцу не хватило самой малости – его последний и роковой вылет с трассы случился непосредственно при заезде на пит-лейн. Будь в этом месте асфальтовая полоса безопасности – Льюис спокойно вырулил бы и доехал до боксов. Но гравий ошибок не прощает – McLaren лидера сел брюхом на землю, и все попытки маршалов вытолкнуть его оттуда ни к чему не привели. Первый сход Хэмилтона в сезоне – и до чего обидный!

Хитрый Кими, который, видимо, бережнее относился к покрышкам, тут же аккуратненько заехал в боксы, сменил шины и довел гонку до победного конца – согласитесь, при его таланте и хладнокровии это было уже делом техники. Второе место зубами выгрыз Алонсо, опередивший своего визави Массу за счет более удачного пит-стопа. В общем, тройка призеров была достаточно привычной; но вот за ее пределами начались сенсации. А как еще прикажете назвать двойной финиш пилотов Toro Rosso, разом набравших восемь (!) очков и волшебным образом телепортировавших свою команду из подвала турнирной таблицы на седьмую позицию? Сродни фантастике и пятое место Дженсона Баттона – это, конечно, не заменит «Хонде» проваленный сезон, но хоть чуть-чуть подсластит пилюлю.

Естественно, возникает вопрос – что же послужило причиной таких крайне неожиданных результатов? А вот тот самый рискованный переход на «сухой» тип резины, о котором мы упоминали выше! Особенно ярко это видно на примере Себастьяна Феттеля: он стартовал 17-м, за семь кругов отыграл семь позиций, на 26-м круге совершил свой единственный пит-стоп и финишировал четвертым. На другом полюсе находился, скажем, Рубенс Баррикелло – на первом же круге бразилец провалился на последнюю позицию, героически выбрался оттуда, но три бестолковых пит-стопа, на которых ему меняли «мокрые» шины на «сухие» и обратно, свели на нет все усилия.

Но хватит рассуждений – нас ждет фантастический по напряжению Гран-при Бразилии, перед которым тройку лидеров разделяют сущие пустяки. Схватка будет жаркой – и пусть победит сильнейший!

 Статистика Гран­при Китая, Шанхай
Этап 16
6–7 октября 2007 года
Дистанция
305,066 км (56 кругов по 5451 м)
Победитель гонки
К. Райкконен (1:37.58,395, средняя скорость 186,826 км/ч)
Поул-позишн
Л. Хэмилтон (1.35,908 с)
Быстрейший круг в гонке
Ф. Масса (1.37,454 с)
 Итоговые результаты Гран­при Китая
Поз.
Место на старте
Пилот
Машина
Круги
Время (ч:мин.с)/ причина схода
1
2
Кими Райкконен
Ferrari F2007
56
1:37.58,395
2
4
Фернандо Алонсо
McLaren MP4­22
56
+ 9,806
3
3
Фелипе Масса
Ferrari F2007
56
+ 12,891
4
17
Себастьян Феттель
Toro Rosso STR02
56
+ 53,509
5
10
Дженсон Баттон
Honda RA107
56
+ 1.08,666
6
11
Витантонио Лиуцци
Toro Rosso STR02
56
+ 1.13,673
7
8
Ник Хайдфельд
BMW Sauber F1.07
56
+ 1.14,224
8
5
Дэвид Култхард
Red Bull RB3
56
+ 1.20,750
9
13
Хейкки Ковалайнен
Renault R27
56
+ 1.21,186
10
7
Марк Уэббер
Red Bull RB3
56
+ 1.24,685
11
18
Джанкарло Физикелла
Renault R27
56
+ 1.26,683
12
19
Александр Вюрц
Williams FW29
55
+ 1 круг
13
12
Ярно Трулли
Toyota TF107
55
+ 1 круг
14
20
Такума Сато
Super Aguri SA07
55
+ 1 круг
15
16
Рубенс Баррикелло
Honda RA107
55
+ 1 круг
16
15
Нико Росберг
Williams FW29
54
+ 2 круга
17
22
Сакон Ямамото
Spyker F8­VIIB
53
+ 3 круга
18
9
Роберт Кубица
BMW Sauber F1.07
33
Гидравлика
19
1
Льюис Хэмилтон
McLaren MP4­22
30
Вылет
20
6
Ральф Шумахер
Toyota TF107
25
Вылет
21
21
Адриан Сутил
Spyker F8­VIIB
24
Вылет
22
14
Энтони Дэвидсон
Super Aguri SA07
11
Тормоза

 Кубок конструкторов
Команда
Китай
Всего
1
Ferrari
16
186
2
BMW Sauber/BMW
2
94
3
Renault
0
51
4
Williams/Toyota
0
28
5
Red Bull/Renault
1
24
6
Toyota
0
12
7
Toro Rosso/Ferrari
8
8
8
Honda
4
6
9
Super Aguri/Honda
0
4
10
Spyker/Ferrari
0
1
11
McLaren/Mercedes
0
0

 Чемпионат пилотов
Пилот
Китай
Всего
1
Льюис Хэмилтон
0
107
2
Фернандо Алонсо
8
103
3
Кими Райкконен
10
100
4
Фелипе Масса
6
86
5
Ник Хайдфельд
2
58
6
Роберт Кубица
0
35
7
Хейкки Ковалайнен
0
30
8
Джанкарло Физикелла
0
21
9
Нико Росберг
0
15
10
Дэвид Култхард
1
14

За кулисами Гран-при

На этот раз весь пелотон стартовал на промежуточной резине; вопрос был лишь в своевременной ее замене.

Официальным производителям надо верить – особенно тем, которые уверены, что их название могут прочесть с первой попытки. Мы говорим о компании «Deutsche Vermоgensberatung», логотипом которой украшена фирменная продукция с именем Михаэля Шумахера, в частности спортивные головные уборы. Среди разнообразного товара с символикой Формулы-1 на прошедшем Гран-при были представлены кепки со следующей надписью: «Weltmeister 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 Michael Schumacher». Первое слово означает «Чемпион мира», а далее… мы предлагаем нашим читателям самостоятельно найти ошибку. Учитывая ярлык «Made in China», назовем ее небольшой неточностью.

Вернуться в отель с автодрома на машине во время гоночного уикенда весьма затруднительно – особенно в Китае. В пятницу вечером трое журналистов авторитетных изданий о Формуле-1 заказали такси в отель и попали в огромную пробку. Они уже отчаялись успеть к ужину, как вдруг рядом, в окружении полиции, появилась Honda, пассажиром которой оказался Рубенс Баррикелло. Таксист пристроился к кортежу, да так увлекся, что оказался впереди. Услышав задорные крики журналистов «…шанхайский таксист обогнал гонщика Формулы-1», Баррикелло плеснул в сторону такси водой из бутылки. Нервишки пошаливают даже у быстрых мира сего.

Что и говорить, на постройку автодрома в Шанхае средств не пожалели! Но все же поищем недостатки. Победитель квалификации Льюис Хэмилтон рассказывал о своем успехе в переполненной журналистами комнате для пресс-конференций, однако большую часть его речи не было слышно из-за проблем с микрофоном. Когда же электронику наконец-то «починили», вместо голоса британца в зале неожиданно зазвучала громкая электронная музыка. Льюис не растерялся, и с улыбкой объявил присутствующим: «А теперь – дискотека!».

Владимир Некрасов
Фото EPA/UPG и команд–участниц Ф-1

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.