X

Дороги, которые мы выбираем

Обзор раллийных трасс Украины.

Обзор раллийных трасс Украины.

Раллийная география Украины охватывает едва ли не все ее регионы – от Карпат до Крыма. Мы провели сравнительный анализ десяти украинских раллийных трасс, и теперь знаем, какой должна быть идеальная гонка.

Естественно, при любом сравнении прежде всего нужно четко определиться с кругом «испытуемых». Так, в нашем своеобразном хит-параде приняли участие не только те трассы, на которых проходили этапы сезона-2006, но и несколько гонок, по разным причинам переставших попадать в обойму чемпионата. В конце концов, были же и у них какие-то плюсы, верно? А значит, их возвращение в строй исключать нельзя ни в коем случае. С другой стороны, мы не стали давать какую-либо оценку запланированной на сезон-2007 гонке в Донецке. Да, в союзные времена донецкое ралли было одним из ключевых этапов чемпионата СССР; но с тех пор утекло много воды, и сейчас сказать что-либо конкретное о данной трассе трудно.

Есть и еще один нюанс, который необходимо оговорить заранее. Как известно, одной из важнейших характеристик кольцевой гонки является ее дистанция – и соответственно, длина одного круга. В ситуации же с раллийной трассой говорить о ее длине некорректно: стоит организатору чуть изменить конфигурацию одного допа или уменьшить/увеличить количество проездов по нему, как протяженность спецучастков (а значит, и общая дистанция гонки) меняется. Отметим лишь, что по ныне действующим правилам суммарная протяженность СУ на каждом этапе чемпионата Украины по ралли должна быть не меньше 120 и не больше 150 км. Впрочем, в ближайшем будущем это правило также может измениться – по крайней мере, разговоры об этом идут.

 Днепродзержинск – «Днепр»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий/асфальт

Последний раз в ЧУ: октябрь 2005 г.

Pro et contra: В последние годы своего присутствия в чемпионате Украины ралли «Днепр» замыкало календарь, и великолепная организация делала эту гонку настоящим праздником – и для Днепродзержинска, и для всего раллийного сообщества. Разнообразные, убойные и не очень допы, редкий для нашего чемпионата асфальт, великолепное шоу – у «Днепра» были свои плюсы. Однако бессменный организатор ралли клуб «МСК» весной 2006 года по ряду причин принял решение не проводить гонку; и вряд ли он передумает в ближайшем будущем…

 Геническ – «Арабат»
Оценка «АЦ»: 3

Покрытие: гравий/песок

Последний раз в ЧУ: июнь 2003 г.

Pro et contra: Ралли «Арабат» значилось в украинском календаре три года; и все это время гонщики жаловались на тяжелый характер песчаной трассы. Если полный привод справлялся с рыхлой дорожкой, то моноприводные экипажи порой сталкивались с неразрешимыми проблемами. В итоге протяженность СУ здесь не превышала сотни километров; и когда регламент изменился, гонка автоматически выпала из календаря. А жаль: фотографам и телеоператорам нравились фонтаны песка, выбрасываемые колесами машин…

 Ивано-Франковск – «Трембита»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий

Последний раз в ЧУ: июнь 2006 г.

Pro et contra: Впервые попавшее в чемпионат Украины в нынешнем году ралли «Трембита» произвело очень благоприятное впечатление. Столь скоростной трассы нашему чемпионату не хватало давно, и с ее появлением пилоты получили новый, весьма «адреналиновый» этап. Кроме того, возросшие скорости предъявляют новые требования к пилотам и способствуют росту их мастерства. В то же время каменистые допы стали неожиданностью для многих гонщиков, чьи машины оказались не готовы к местному аналогу Кипра или Греции. Резюме: если конфигурацию спецучастков немного изменить, гонка сможет претендовать на звание одной из самых интересных в чемпионате.

 Киев – «Столица»
Оценка «АЦ»: 3

Покрытие: асфальт

Последний раз в ЧУ: апрель 2004 г.

Pro et contra: С точки зрения спонсоров киевская гонка не имеет себе равных – ведь потенциальных зрителей здесь больше, чем где-либо. Однако после того как «Столица» несколько раз подряд признавалась гоночной общественностью худшим этапом сезона, из чемпионата страны ее исключили. Отсутствие интересных допов, сложности с организацией, постоянные проблемы с перекрытием СУ – для качественного проведения «Столицы» в столице требуется настоящее чудо. А жаль…

 Каменец-Подольский – «Стара Фортеця»
Оценка «АЦ»: 5

Покрытие: гравий

Последний раз в ЧУ: апрель 2006 г.

Pro et contra: Самый зрелищный этап ЧУ болельщики любят за компактность и простоту перемещений по допам. С восторгом к происходящему относятся и местные жители, семьями проводящие выходные в карьере или у знаменитого трамплина. Опыта организаторам «Старої Фортеці» не занимать, и в том, что очередная гонка пройдет на высоком уровне, сомневаться не приходится. Одна беда – изменить конфигурацию допов здесь практически невозможно; а существующие СУ большинство гонщиков знает наизусть…

 Одесса – «Куяльник»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий/грунт

Последний раз в ЧУ: август 2004 г.

Pro et contra: Гонки, проводимые Виктором Шаповаловым, всегда славились великолепной организацией; и даже летняя трагедия на этапе «Кубка Лиманов» не запятнала их репутацию. Главный же недостаток ралли «Куяльник» – крайне чувствительная к погоде трасса. Стоит пройти серьезному дождю, как дорога превращается в болото, и ралли можно попросту отменять; понятно, что идти на такой риск никто не хочет.

 Львов – «Карпаты»/«Галиция»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий

Последний раз в ЧУ: июль 2006 г.

Pro et contra: После позора, связанного с несостоявшимся награждением победителей, организаторам ралли «Галиция» придется немало потрудиться, чтобы вновь принять у себя этап чемпионата. В то же время сама карпатская трасса, изобилующая как скоростными лесными участками, так и связками медленных поворотов, заслуженно пользуется любовью гонщиков и восхищает болельщиков. Кроме того, львовская гонка – самая западная раллийная «точка» Украины, что делает ее наиболее доступной для европейских спортсменов.

 Ялта – «Ялта»/«Антика»
Оценка «АЦ»: 5

Покрытие: асфальт

Последний раз в ЧУ: сентябрь 2006 г.

Pro et contra: Высокий статус этапа Кубка Восточной Европы по ралли моментально повысил требования, предъявляемые к ялтинской гонке. И ожидания оправдались – по организации этот этап ЧУ был признан едва ли не лучшим. С другой стороны, как и любая горная гонка, «Ялта» интересна участникам, но не слишком удобна для зрителей. И все же единственный в сезоне асфальтовый этап заслуживает самой высокой оценки – хотя бы из-за того, что именно с его помощью Украина постепенно становится по-настоящему известной раллийной державой.

 Черновцы – «Буковина»/«Золотая осень»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий

Последний раз в ЧУ: октябрь 2006 г.

Pro et contra: Еще один дебютант чемпионата Украины (но не Советского Союза!) буковинское ралли моментально пришлось по душе едва ли не всем гонщикам. Узкие горные серпантины, перемежающиеся ходовыми равнинными участками – это ли не идеальная конфигурация раллийной трассы? В то же время далеко не все болельщики остались довольны августовской гонкой из-за просчетов в организации и отсутствия удобных мест для наблюдения. Однако «второе издание» той же гонки, октябрьское ралли «Золотая осень Карпат», прошло гораздо лучше и получило самые высокие оценки как пилотов, так и зрителей. Единственное, о чем можно мечтать, – проведение здесь же зимнего этапа с фонтанами снега, шипованной резиной и румяными от мороза зрителями…

 Херсон – «Скиф»/«Чумацкий Шлях»
Оценка «АЦ»: 4

Покрытие: гравий/грунт

Последний раз в ЧУ: май 2006 г.

Pro et contra: Тяжелая, изобилующая камнями трасса, пыльная в жару и грязная в дождь, делает эту гонку одной из самых сложных и техничных в чемпионате страны. И тем не менее гонщикам она нравится! В первую очередь это заслуга длинного спецучастка, проложенного по карьеру, где настоящее удовольствие от езды получают и пилот, и штурман. Любимая зрителями «параллелька» дополняет эту оптимистичную картину; традиционной же ложкой дегтя является крайне слабая рекламная и медиаподготовка этапа.

Под разными углами

Для того чтобы получить объективную оценку украинских трасс, мы привлекли в качестве экспертов представителей гоночного сообщества – пилотов, журналистов, фотографов, телевизионщиков. Понятно, что точка зрения у каждого своя: из машины видно одно, с обочины – другое. И тем не менее тот факт, например, что гонку в Каменце отметили шестеро из девяти опрошенных, говорит о многом. Кстати, по условиям блиц-опроса времени на размышление не было – респондент должен был назвать тройку своих любимых трасс не задумываясь, поскольку первая эмоциональная реакция обычно бывает самой искренней. В общем, результат перед вами…

 Лучшие гонки Чемпионата Украины по ралли: мнения экспертов
ЭкспертI местоII местоIII место
Андрей Александров, пилот AT-Rally TeamКаменецХерсонЧерновцы
Александр Дмитренко, пилот Master Rally TeamКаменецЛьвовЯлта
Владимир Долбилов, режиссер ТВ-программы «Мегадрайв»ЧерновцыКаменецОдесса
Антон Косенко, режиссер ТВ-программы «Драйв»ЛьвовХерсонГеническ
Лариса Мищанчук, редактор веб-сайта www.autosport.com.uaХерсонКаменецЧерновцы
Алексей Мочанов, ведущий ТВ-программы «Экипаж», пилот Racing Team UkraineХерсонЛьвовОдесса
Владимир Петренко, пилот Ace RacingЧерновцыЛьвовЯлта
Сергей Холодило, редактор веб-сайта www.rallyworld.com.uaКаменецХерсонОдесса
Тарас Чернуха, лидер движения болельщиков «Эпидемия скорости»КаменецХерсонДнепр

Идеальное ралли?

Взвесив все достоинства и недостатки вышеперечисленных гонок, мы задумались: а что мог бы представлять собой идеальный этап чемпионата Украины по ралли? Вот что пришло нам в голову:

Такой этап должен иметь плотное, но не асфальтовое, а гравийное покрытие. С одной стороны, это исключит зависимость гонки от дождей и других сюрпризов погоды; с другой – гравий, наиболее характерный для украинского чемпионата, придется по душе гонщикам (в отличие от асфальта или грунта).
Поскольку западная часть страны и так принимает у себя четыре этапа ЧУ, искать место для идеальной гонки следует в одной из центральных или южных областей – к примеру, в Запорожской. С одной стороны, равнинные дорожки обеспечили бы гонке довольно высокую среднюю скорость; с другой – приднепровский ландшафт позволил бы добавить хоть и небольшой, но все-таки перепад высот. Заметьте: для гонки международного уровня этот регион находится слишком далеко от границы, но для этапа внутреннего чемпионата подходит как нельзя лучше.
Запорожская область хороша еще и тем, что ее губернатором является президент Автомобильной федерации Украины Евгений Червоненко, который при желании мог бы обеспечить «домашней» гонке всестороннюю поддержку. Возможно, в этом случае автоспортом заинтересовались бы и на Запорожском автозаводе…
  Имена людей, которые могли бы провести такую гонку на высоком уровне, знают все – Олег Петрищев, Валерий Разумовский, Василий Ростоцкий, Владимир Тесленко, Виктор Шаповалов… При надлежащем финансировании каждый из них сумел бы обеспечить как яркое шоу, так и качественно проведенное соревнование.

Владимир Некрасов
Фото автора, Сергея Суховского и Светланы Смирновой